Избирком информирует: основные тенденции развития законодательства о выборах и референдумах
13 августа 2025 годаСтруктура законодательства о выборах и референдумах является обширной и охватывает все уровни публичной власти.
Структура законодательства о выборах и референдумах является обширной и охватывает все уровни публичной власти.
Так Конституция Российской Федерации закрепляет выборы и референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, закрепляет право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме, а также предусматривает изъятия из этого права; устанавливает основные требования к выборам Президента Российской Федерации и выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, определяет, что местное самоуправление осуществляется в том числе путем референдума и выборов.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), как следует из его пункта 1 статьи 1, определят основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах не должны противоречить Федеральному закону. Если какой-либо из этих актов противоречит Федеральному закону, применяются нормы Федерального закона.
При этом законами могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.
Иными федеральными законами, регулирующими порядок проведения выборов, являются в первую очередь Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания».
Однако нормы о выборах присутствуют во множестве других федеральных законов. К таким законам можно отнести, в частности, федеральные законы «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», «О политических партиях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и иные федеральные законы.
К иным законам, содержащим нормы о референдуме, можно отнести, например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Отдельные вопросы, связанные с проведением выборов и референдумов, могут регулироваться указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Например, Президентом Российской Федерации утверждено положение о проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах.
Вопросы проведения выборов и референдумов также могут регулироваться указом Президента Российской Федерации, если закон субъекта Российской Федерации о выборах и референдуме отсутствует либо его положение не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению и если имеющаяся правовая база, содержащаяся в федеральных законах, недостаточна.
Что касается актов Правительства Российской Федерации о выборах и референдумах, то, например, Правительством Российской Федерации утвержден порядок выдачи справки для участия в выборах или в референдуме гражданам, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, к каждой федеральной кампании Правительством Российской Федерации издается постановление об оказании содействия избирательным комиссиям.
На региональном уровне конституции (уставы) субъектов Российской Федерации устанавливают общие требования к выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть к выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (если оно избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права) и к выборам депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации. Также в них содержатся общие положения о референдуме субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации могут устанавливаться общие требования к выборам в органы местного самоуправления на территории конкретного субъекта Российской Федерации, к местному референдуму, проводимому в муниципальных образованиях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют порядок проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и порядок проведения референдума субъекта Российской Федерации. В Ставропольском крае действуют законы Ставропольского края от 27 июля 2006 г. № 68-кз «О выборах депутатов Думы Ставропольского края», от 2 июля 2012 г. № 67-кз «О выборах Губернатора Ставропольского края». Также принят отдельный Закон Ставропольского края от 19 ноября 2003 г. № 42-кз «О системе избирательных комиссий в Ставропольском крае». Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации принимаются единые избирательные кодексы или кодексы о выборах и референдумах.
Помимо общественных отношений, связанных с проведением выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и референдумов субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются требования к проведению выборов в органы местного самоуправления и требования к проведению местного референдума — законы Ставропольского края от 12 мая 2017 г. № 50-кз «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края», от 16 февраля 2004 г. № 9-кз «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме».
На муниципальном уровне устав муниципального образования в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем определяет ту избирательную систему, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Кроме того, в уставе содержатся общие нормы о местном референдуме в данном муниципальном образовании.
Заметное место в системе нормативного регулирования занимают акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые в рамках компетенции. Так, например, вопросы организации видеонаблюдения и видеофиксации в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий урегулированы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ее решением. Такая практика самостоятельного регулирования отдельных избирательных процедур имеет положительную тенденцию, говоря о которой нельзя не отметить, что видеонаблюдение (видеофиксация) в настоящее время является одним из стандартов избирательного процесса.
На международном уровне нормы о выборах и референдумах содержат международные правовые акты, стороной в которых является Российская Федерация.
К таким актам можно отнести, например, Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах- участниках Содружества Независимых Государств (заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 года).
Избирательное законодательство Российской Федерации представляет собой динамичную постоянно развивающуюся систему правовых норм.
Принятые за последнее время изменения направлены на создание условий для максимального удобства избирателей: это и многодневное голосование, использование механизма «Мобильный избиратель», а также внедрение дистанционного электронного голосования (ДЭГ). При этом необходимо отметить, что традиционное голосование посредством бумажных бюллетеней как было, так и остается базовым и основным.
Кроме того, одной из ключевых особенностей развития избирательного законодательства стало введение такой дополнительной формы голосования, как голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Весьма успешным было применение такой формы на территории края в период проведения выборов Президента Российской Федерации и Губернатора Ставропольского края в 2024 году.
Новыми возможностями для голосования в 2024 году стали изменения законодательства, позволяющие образовывать при проведении региональных выборов избирательные участки за пределами территории соответствующего субъекта Российской Федерации — экстерриториальные участки. В период проведения выборов Губернатора Ставропольского края было образовано 7 таких участков на территории Луганской народной Республики, Запорожской и Херсонской областях.
Для проведения голосования избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами соответствующего избирательного округа, избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых – так называемые специальные избирательные участки. В 2024 году на территории Ставропольского края были образованы такие участки в следственных изоляторах города Пятигорска и города Ставрополя.
Среди основных изменений в 2024 году следует выделить установление запрета быть членами избирательных комиссий, наблюдателями, доверенными лицами и уполномоченными представителями кандидатов и избирательных объединений для лиц, включенных в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации. Членами комиссий также не могут стать лица, подвергнутые административному наказанию по двум «экстремистским» статьям – 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для кандидатов-иноагентов введено требование о прекращении статуса иностранного агента к моменту представления документов, необходимых для регистрации. Неисполнение данного требования предусматривается в качестве основания для исключения кандидата из предвыборной гонки.
Характерной чертой развития избирательного законодательства является открытость и гласность работы избирательных комиссий. В частности, контроль за ходом выборов в виде наблюдателей от партий и кандидатов теперь существенно усилен введением института общественного наблюдения за всем процессом голосования: наблюдателей могут назначать Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации. В этой связи норма о возможности назначить до трех наблюдателей от каждого субъекта назначения расширяет возможности наблюдения во время выборов как необходимого условия для обеспечения прозрачности и открытости избирательного процесса.
Масштабные изменения в российском избирательном законодательстве произошли и в 2025 году с принятием Федерального закона от 23 мая 2025 г. № 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки затронули законы, регулирующие деятельность политических партий, проведение выборов и референдумов, а также использование электронных технологий в голосовании.
Теперь политические партии не смогут препятствовать членам избирательных комиссий в проведении фото- и видеосъемки на съездах и конференциях по выдвижению кандидатов на выборы.
Партиям запрещено принимать пожертвования от иностранных агентов, юридических лиц, учрежденных ими, а также от лиц, включенных в список террористов и экстремистов.
Таким образом, ключевыми направлениями развития избирательной системы на современном этапе являются развитие новых форм голосования, расширение механизмов общественного контроля, внедрение современных информационных технологий, повышение уровня гласности, открытости и прозрачности избирательных процедур, внедрение эффективных способов защиты избирательной системы от внешнего вмешательства.
Материал и фото предоставлены Избирательной комиссией Ставропольского края