Нотариальная палата Ставропольского края

Весточка о чуде

С ярким полетом кометы сравнили нотариусы Ставрополья жизнь своего коллеги, президента Федеральной нотариальной палаты с 1996 по 2001 годы, разработчика проекта Основ законодательства о нотариальной деятельности, нотариуса с лицензией №1 в России Анатолия Тихенко.

С ярким полетом кометы сравнили нотариусы Ставрополья жизнь своего коллеги, президента Федеральной нотариальной палаты с 1996 по 2001 годы, разработчика проекта Основ законодательства РФ о нотариальной деятельности, нотариуса с лицензией №1 в России Анатолия Тихенко.

Февраль и март. Друг за другом идущие месяцы разделены для всех, кто знал и любил Анатолия Ивановича Тихенко, жизнью этого человека. И не просто разделены: он переставил их местами, родившись 21 марта 1959 года. А день 28 февраля без малого 42 года спустя прервал ход его судьбы. Тогда Анатолий Иванович возвращался с работы домой и был убит киллером в подъезде дома на улице Беговой, в котором жил с семьей – женой Галиной и дочерью Оксаной…

«Память о человеке. Светлая, жил так честно…», – этой стихотворной строкой началась в нотариальной палате Ставропольского края встреча, которая на протяжении многих лет неизменно проходит в эти февральско-мартовские дни. Она так и называется: День памяти Анатолия Тихенко и традиционно собирает много участников, людей самых разных возрастов, для которых была и остается важной жизнь коллеги, первопроходца и подвижника возрожденного небюджетного нотариата России.

 

Неслучайности…

Этот День памяти был непохожим на все предыдущие, ибо проводился в формате для него непривычном – по видеоконференции, дистанционно. Кто-то из участников отметил, что так раньше телемосты проводились. И правда, на связи с нотариатом Ставрополья на протяжении всего времени встречи была вдова Анатолия Ивановича Галина Аркадьевна Тихенко. Это всех очень порадовало, ведь Галина Аркадьевна в последние годы всегда с нами, так что многие нотариусы и сотрудники нотариальных контор края с ней познакомились ранее, а кое-кто успел и подружиться.

И вот у всех на экранах появляется видеотрансляция из конференц-зала НПСК. На фоне портрета Анатолия Тихенко, перед которым стоят алые гвоздики, ведущие, члены Совета молодых нотариусов НПСК Диана Цупило и Константин Ващенко, начинают встречу, предоставляя слово руководителю нотариата края и близкому другу Анатолия Ивановича Тихенко Николаю Кашурину.

– 62 года исполняется со Дня рождения Анатолия Тихенко. 20 лет прошло со дня его гибели, – негромко и раздумчиво, расставляя слова так, что ширится между ними звенящая тишина в онлайн-аудитории, произносит Николай Иванович. – Трудно говорить… Два десятилетия, которые мы прожили без него, много это или мало? В историческом формате мелочь, а для жизни человеческой много. Однако до сих пор сложно поверить в то, что его нет рядом. Он ушел из жизни в расцвете сил и то, что мы сделали за эти годы, важно было сделать: мы сохранили память о нем, его поступках и делах, подали пример коллегам, будучи убеждены, что чтить память о Тихенко надо не только для того, чтобы не забыть его, но и чтобы на  его примере воспитывать новые поколения.

Николай Иванович вспомнил 1996 год, когда Анатолий Тихенко был избран президентом Федеральной нотариальной палаты:

– За эти годы много раз всесторонне анализировал избрание Тихенко и вообще его приход в систему нотариата России и убежден, что это объективная неизбежная закономерность. По своим человеческим и профессиональным качествам Анатолий более чем кто-либо подходил для того, чтобы возглавить нотариальное сообщество России. Он и до 1996 года жил, как будто готовился к этому, жил во имя нотариата: разрабатывал закон о нотариате, был первым в нашей стране частнопрактикующим нотариусом, от азов до тонкостей освоил эту профессию, душой болея за нотариат, живя во имя него. Более того, если обратиться к гороскопу, а Анатолий был Овном, то это страстный, энергичный, авантюрный, прямолинейный и амбициозный человек, который не против риска, если этот риск помогает двигаться вперед. Именно такой человек и нужен был нотариату, и должен был появиться на зимнем теплоходе на Москва-реке, когда обсуждалась кандидатура будущего президента нотариата России. И когда он согласился стать президентом Федеральной нотариальной палаты, это не мы его выдвинули, а само время.

И совсем неслучайно привел в заключение своих слов Николай Иванович афоризм: «Народом править может каждый, а вот умереть за народ может только царь», добавив, что Анатолий Тихенко на протяжении всех лет таким и был – лидером, который был готов умереть за дело, во имя которого жил, за коллег, которые шли за ним следом. Был и остается. И дела его продолжатся.

Наследие Анатолия Ивановича Тихенко – это то, чем сегодня живет нотариат, став сильным и сплоченным институтом, который снискал уважение и доверие общества и государства. Нотариусы Ставрополья благодарны этому удивительному человеку с лучезарной улыбкой, своему правофланговому лидеру, который так ясно и ярко жил, так много успел сделать для дела, которое любил искренне и верно.

Стихотворными строками о жизни предшественника и ориентира, его делах и поступках, подвиге во славу нотариата и значении для нас сегодняшних поделились молодые нотариусы Ставрополья Виктория Бурлуцкая, Ольга Денисова, Иван Кашурин,  Анна Некрасова, Денис Пеньков. Евгений Савушкин, Марина Тафинцева и Наталья Юрина. Наверное, Галина Тихенко была самым чутким слушателем прозвучавших строф. Сердцем откликнулась она на стихотворения, авторами которых были ветеран нотариата Ставрополья Надежда Ковтуненко, нотариусы Татьяна Соболева и Евгений Савушкин, сотрудники аппарата нотариальной палаты Ставропольского края.

– Сколько бы лет ни прошло, эта потеря невосполнима, – приглушенно звучит голос Галины Аркадьевны. – Такого человека вырвали из семьи, жизни, общества. Меня переполняют чувства. И в такие дни, как этот, из года в год горе и радость идут вместе. Я слышу, как читают стихи молодые нотариусы, и думаю: они Толика и не знали, а подобрали такие строки – это дорогого стоит.

Галина Аркадьевна поделилась воспоминаниями об Анатолии Ивановиче и рассказала о том, как накануне она с дочерью Оксаной и друзьями семьи была на кладбище.

– Мы подошли на кладбище, день был серым и холодным. Зашли купить цветы в магазинчик, а там нас такая кошка встретила, об ноги тереться стала. Мы с Оксаной переглянулись: чудесам, когда приходим к Толику, не устаем удивляться. И верно, не успели приблизиться к его могиле, откуда ни возьмись, выглянуло солнце. Конечно, он нас встречал, ждал!..

Со светлой улыбкой так любимой всеми нами Галина Тихенко рассказывает и о том, что после зашли в кафе «Топчан», которое, подмечает она, открыли благодаря приезду в 2019 году в Москву на День памяти Тихенко нотариусов Ставрополья:

– Я по Толику все сверять привыкла, – добавляет она. – Тогда с вами и сейчас с друзьями находясь в этом кафе подумала, что ему бы там было хорошо. А потом подумала, что и закон он писал для того, чтоб было хорошо – всем-всем. Николай Иванович говорил о знаках Зодиака. Так вот Толик Овен, который родился в первый день этого знака. Целеустремленность и упорство были свойственны ему во всем. Он всегда шел до конца, любое дело завершал. Я очень благодарна вам за то, что сохраняете память о нем и распространяете знания о том, кем он был, как и зачем жил, и не останавливаетесь в этом. Я участвую в Днях памяти не впервые, и каждый раз нахожу здесь что-то новое. А еще обнаруживаю невероятные параллели. Ну, например, буквально на днях нашла удостоверение  Союза журналистов России, в рядах которого был Толик. А ведь у вас уже много лет действует Школа журналистики НПСК, которая расширяет горизонты деятельности каждого желающего, и нотариусы пишут публицистические материалы. Случайно ли это? Думаю, нет. Нашла у себя также удостоверение к золотому значку ГТО, который Толик получил в 1976 году. В этом случае параллель провожу уже со всей Россией, в которой воссоздана сдача нормативов ГТО. И вот сейчас Николай Иванович привел афоризм, а ведь Толик любил читать афоризмы, философов. И я обнаружила у него в книге  Артура Шопенгауэра такой афоризм: «Преодоление трудностей –вот истинное наслаждение человеческого бытия: будут ли эти трудности материального свойства, как в практической жизни, или духовного, как при изучении и исследовании, – борьба с ними и победа приносит счастье. Если для них не представляется случая, то мы устраиваем их себе, как можем: в зависимости от того, какова индивидуальность человека… чтобы только положить конец невыносимому для него состоянию покоя. Difficilis in otio quies. Опасен при досуге покой (лат.)».

Анатолий Тихенко никогда не лежал на диване, продолжила Галина Аркадьевна и пояснила: он всегда работал над собой, склада был такого, по-другому не мог. Человек был очень интересный. 100 командировок в год, все время к ним домой приходили люди, двери открыты, всегда окружающие наполнялись от него энергетикой, позитивом.

– А еще он был очень добрый. Семья такая: мама и папа вложили в него основу. И так – добротой и трудом, постоянным приложением сил, любовью к делу, к профессии у него получалось убедить людей, передать им свою веру. Действительно, если поверхностно рассказать о том, что сделал и чего достиг Толик, сказочная история выйдет. Но ведь все получилось, и он поставил на новые рельсы нотариат. Раньше это был такой незаметный институт, а сейчас все иначе, – сказала Галина Тихенко.

 

 

Такие люди двигают историю

А потом говорили нотариусы и ветераны нотариата Ставрополья. Те, кто был знаком с Анатолием Ивановичем, те, кто встречался с ним во время его визитов на Ставрополье, слышал и видел его выступления на собраниях, конгрессах, конференциях, семинарах.

Одна из выступивших – вице-президент нотариальной палаты Ставропольского края, член правления НПСК, нотариус по Ставропольскому городскому нотариальному округу Наталья Григорьевна Фатина, которая начала с определяющей фразы:

– Такие люди, как Анатолий Иванович Тихенко, двигают историю, – сказала она. – Я запомнила его как человека яркого, целеустремленного, умного, жизнелюбивого. Хорошо и правильно, что вспоминаем Анатолия Ивановича в его День рождения. И сегодня я не буду вспоминать что-то конкретное, мне хочется поделиться чувством благодарности ему. Только представьте, живет благополучный человек: семья, любовь, работа, все на местах, дела спорятся, а он задался целью не для себя, а для всех, и это в то время, когда никому из властей нотариат не нужен был… Работал над проектом закона, привозил в Россию и к нам на Ставрополье немецких коллег, чтобы свериться с нами. Наверное, мы разочаровали его несколько, потому что то, что он тогда говорил о будущем нотариата, было фантастически невозможным. И я представляю, как непросто ему было убедить министра юстиции РФ Николая Федорова. А вот получилось же!. Он умел жить и вспоминается ярким человеком. И, конечно, спасибо Галине Аркадьевне за личные вещи, документы и фотоматериалы Анатолия Ивановича, которые она передает в наш музей, за воспоминания, которые нам дороги.

Немногословна, но предельно точна была член правления НПСК, нотариус по Новоалександровскому городскому нотариальному округу Лариса Кудрявцева:

– Тяжело говорить в этот день, но мы обязаны говорить и вспоминать – поминать Анатолия Ивановича. Правильно сказала Галина Аркадьевна, что на изломе времени в 90-е никто не хотел приходить в нотариат. Мы стремились быть полноправными членами общества, а сделал нас такими Анатолий Иванович. Это нельзя забывать. К сожалению, уходят коллеги, старшие товарищи, но остается молодежь, для которой мы должны это повторять.

Лариса Александровна остановилась. И вновь воцарилась та самая звучная, звенящая тишина. О ней и продолжила выступающая:

– Думаю об Анатолии Ивановиче, и вспоминается многое. Например, его голос, то, как он говорил, и какая тишина в это время стояла в зале. Я впервые увидела его на семинаре и собрании в Кисловодске. Мы многое, о чем он говорил, даже не представляли. А прошли годы, и теперь, оглядываясь назад, мы не можем себя представить без современного нотариата. Оказывается, самые большие и, со стороны, неосуществимые мечты все-таки воплотимы, когда отыщется человек для этого. Передадим память о нем молодым нотариусам, чтоб никто ничего не мог вычеркнуть и переврать.

Паузы между выступлениями не казались длинными, так о многом хотелось подумать, так многое хотелось запомнить, взять себе.

– Я по-своему помню Анатолия Ивановича, – сказала член Совета ветеранов нотариата нотариальной палаты Ставропольского края Рита Мандрыко. –  В 1999 году в Кисловодске был семинар, в котором принимал участие Анатолий Тихенко. Мы были очень озабочены тем, что от нотариата ушли полномочия по оформлению сделок по отчуждению недвижимости. И в этом контексте я помню фразу Анатолия Ивановича: «А что вы переживаете: нотариат был и при Гитлере!..». Не забуду поездку нотариусов Ставрополья в Москву на День памяти Анатолия Ивановича в феврале 2019 года. Тогда Галина Аркадьевна, рассказывала о нем, что он очень любил гостей, любил, собравшись сообща за столом, говорить: «Ну вот жизнь и налаживается». Всегда позитивный, он не был унылым, сколько помню встреч с ним, был приветлив и улыбчив. Я учусь у него до сих пор, и мне, как и ему, хочется говорить ежедневно: кажется, жизнь налаживается.

Рита Викторовна призналась: благодарна судьбе, что стала работать не в Ростовской области, на своей малой родине, а на Ставрополье, где оказывается должное внимание памяти об Анатолии Тихенко.

– Мы передаем молодежи то, что ценно нам самим, и наша молодежь ориентируется на Тихенко, учится на его примере. В этом отношении есть с чем сравнить. В 2017 году у нас на Кавминводах проходили очередные курсы повышения квалификации нотариусов. И в нашу нотариальную контору приехала на экскурсию делегация коллег из разных регионов страны. «Кто это?», – спросили, глядя на портрет Тихенко на стене в конторе, приехавшие нотариусы. Сотрудники нашей конторы были очень удивлены, узнав, что не все знают Анатолия Ивановича. А вот благодаря нашему президенту мы с гордостью, любовью и глубоким уважением можем рассказать каждому, кто этот человек на портрете в каждой нотариальной конторе края, каковы его роль и значение в истории нашего сообщества, в истории России.

А Любовь Мищенко, коллега Риты Мандрыко по краевому Совету ветеранов нотариата, рассказала о, вроде бы, незначительном событии в своей жизни, связанном с Анатолием Ивановичем, но памятном не менее:

– После уже упомянутого ранее семинара и собрания в Кисловодске был заключительный ужин, и мы с нотариусом Татьяной Дудкиной совершенно случайно оказались за одним столиком с Анатолием Ивановичем. Это был великолепный вечер, очень душевная обстановка, открытость общения, интерес, который не угасал, темы находились сами собой, а позитивная энергетика Анатолия Ивановича и его искренность  поднимали настроение. Он прожил короткую жизнь, но ее можно сравнить с яркой кометой, ведь она получилась счастливой: с любимой семьей и работой, которая вдохновляла на великие поступки. Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. И сегодня вновь получилась невероятная встреча – встреча тех, кто помнит своего коллегу и друга, говоря о нем искренне и тепло. Также говорил когда-то он, а мы все ему доверяли, верили в него, шли за ним. И сегодня он с нами.

…Эта встреча была наполнена моментами, которые погружали ее участников в жизнь и поступки Анатолия Тихенко, рассказывали о нем как о личности. Одним из подобных моментов стала демонстрация интервью с его друзьями и коллегами по сообществу, которые вошли в художественно-документальный фильм НПСК «Тихенко». Со слезами на глазах под традиционно звучащую любимую песню Анатолия Ивановича «Я люблю тебя, жизнь!» в исполнении Марка Бернеса прошла Минута молчания.

Что ж, на этом все? Нет, еще очень многое впереди, и это прояснилось практически сразу.

– Несмотря на количество пролетевших лет, память об Анатолии Тихенко не стирается, – произнес, подытоживая встречу, Николай Кашурин. – Мы не так давно водворили в краевом центре в храм икону святых мучеников Маркиана и Мартирия. Рядом с историями их жизни я бы поставил и жизнь Анатолия Ивановича Тихенко. Нам никто этой задачи не ставил – сохранить память об Анатолии, мы это решили сами, и наше дело – не останавливаться, передавать свои знания и воспоминания молодежи.

Николай Иванович отметил и то, что в нотариальной палате края находится единственный музей, в котором есть экспозиция, посвященная Тихенко.

– Мы попытались воспроизвести часть его жизни, сняв одноименный фильм, а сейчас… пришло время увековечить память о нем в книге, которую назовем «Жизнь и творчество Анатолия Тихенко», – завершил он под аплодисменты, коих не приглушила никакая дистанция.

– Я не представляю, как это может быть, почему именно сейчас и сегодня была проведена параллель, связанная с иконой Святых нотариев, но… хочу вам передать икону Святого Анатолия в исполнении хохломских мастеров для храма, в который была водворена икона Маркиана и Мартирия. Эта икона когда-то была подарена Толику. А что касается музея, я нашла тетрадь, которую Толик вел, когда ездил в начале 90-х годов в Германию. Представьте, столько лет тетрадь пролежала на виду, думала, Оксанкина, открыла, а там… Вообще, память – это самое дорогое, что остается у нас. Спасибо, что вы есть, что стихотворную строку, которая сегодня прозвучала: «Мы, Тихенко, за тобой!», Николай Иванович продолжает делами.

…Еще один год, еще один День ­­– впечатлениями и воспоминаниями в наших сердцах. Светлая, вечная память Анатолию Ивановичу Тихенко – первопроходцу небюджетного нотариата России. Нашему учителю и другу через десятилетия. Нашему ориентиру навсегда!..

 

P.S.:

Случайно или нет, но так совпало, что День памяти Анатолия Тихенко вышел двойным: тогда же отмечалась значимая православная дата – День памяти 40 святых мучеников.

 

P.P.S.:

День памяти прошел, а немного позже – для иллюстрации к этому материалу – Галина Тихенко прислала в адрес нотариальной палаты несколько фотографий. В их числе – архивные снимки минувших лет, где Анатолий Тихенко стоит рядом с Николаем Кашуриным, где на даче у забора на завалинке сидят папа Галины Аркадьевны и ее Толик.

А вот снимки свежие – с посещения могилы Анатолия Ивановича. Тоненькая еловая веточка, лежащая неподалеку от надгробия рядом с букетом цветов, зацепила мое сердце своей неподдельностью, живостью и простотой, которая была так глубока. Таким был Анатолий Тихенко – его нельзя было не заметить и не откликнуться.

И появились стихи.

 

Галине Тихенко –

в память об Анатолии Тихенко

 

Еловой тонкой веточки на хладе

Кладбищенской плиты – земная колкость.

Ваганьковское: в феврале и марте

Все та же ледяная монохромность,

 

Все та же немота, но если глубже

Прислушаться, в ответ сердцебиенью

Прорвется свыше и нахлынет в душу

Потоком чувств случайной птахи пенье.

 

Случайной ли? А может, это отклик

На то, о чем молчишь, придя к надгробью.

Ну улыбнись, как улыбался Толик –

Улыбкой лучезарной, бесподобной,

 

Открытой. Так умеют только дети

И чистые душой святые люди.

К еловой тонкой веточке букетик

Поставь поближе. Весточкой о чуде

 

Пусть будет свет теплеющий, небесный,

И тонкою струною – птичья песня…

Елена Гончарова