О гуманитарной катастрофе на юго-востоке Украины
14 июля 2014 годаГоворили на слушаниях в Общественной палате Российской Федерации. Участие в обсуждении приняли члены ОП РФ, обозреватели, представители СМИ, руководители Общественных палат регионов России. Ставропольский край на слушаниях представлял председатель краевой Общественной палаты Николай Кашурин.
– Общественная палата России должна ставить вопрос на всех международных площадках о полной изоляции Украины, потому что все, что происходит сейчас на юго-востоке страны, это преступление, – заявил Секретарь ОП Александр Бречалов. В подтверждение своих слов он продемонстрировал видеоролик о недавней рабочей поездке делегации Общественной палаты в Ростовскую область. Секретарь ОП отметил, что эмоции людей только что перешедших российско-украинскую границу, с которыми ему пришлось общаться, впечатлили его. – Имитировать такое невозможно, – констатировал Бречалов.
Масштабы гуманитарных последствий вооруженного конфликта заставили Секретаря ОП принять беспрецедентное решение: на слушания в ОП был приглашен Петр Порошенко, однако общественники ни его, ни его представителей не дождались (кстати, в обращении Бречалова предлагалась, в том числе, возможность видеовключения).
– Либо президент не видит, либо не хочет обращать внимание на происходящее на Украине, – подчеркнул Бречалов и признал, что «не было иллюзий, что он отреагирует на наше предложение».
По мнению Бречалова, сейчас необходимо провести детальное расследование событий, которые происходят в Донецкой и Луганской областях.
– Только после этого можно будет отменить решение об изоляции, если оно, конечно, будет принято, – добавил Бречалов.
По мнению заместителя Секретаря ОП Сергея Орджоникидзе, то, что сейчас происходит на Украине, это гуманитарная катастрофа:
– Беженцы – это важный аспект большой политической проблемы, который замалчивается для того, чтобы показать, что войны нет… Агрессия НАТО против Югославии началась тогда, когда совет НАТО признал, что албанских беженцев на территории бывшей Югославии в результате действий югославской армии более 300 тысяч. Это они признали, – напомнил Сергей Орджоникидзе. – Мы просим «открыть глаза» и посмотреть на то, что же происходит на Украине.
– Через МИД мы будем обращаться с просьбой организовать приезд Верховного Комиссара по правам беженцев, так как проблема не «звучит». А ведь речь уже идет о тысячах беженцев, – добавил Александр Бречалов.
Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов согласился с тем, что происходящее на юго-востоке Украины является дальнейшим усугублением гуманитарной катастрофы:
– МИД продолжает выражать глубокую озабоченность жертвами среди мирного населения. Снаряды продолжают разрываться на российской территории, что вызывает дополнительную озабоченность. Мы продолжаем добиваться прекращения операции, всякого насилия, начала полноценного диалога… Мы продолжаем фиксировать преступления. Убийства гражданского населения и разрушения гражданской инфраструктуры – по международному праву это военное преступление. Необходимо провести расследования и обеспечить суровое наказание виновных. До сих пор нет никаких результатов ни по расследованию дела снайперов, ни бойни в Одессе, ни по журналистам, – резюмировал Уполномоченный МИД России.
Константин Долгов призвал не упускать из вида то, что происходящее на Украине является не только следствием антиконституционного переворота, но и абсолютного попустительства со стороны западных стран неонацистским движениям.
– Это мощнейшая мина замедленного действия для стабильности в Европе и мире завтра, – подчеркнул Долгов.
Одной из задач Координационного штаба помощи населению Украины, созданного при ОП, было собрать доказательства для будущих правовых разбирательств.
– Уже семь исков подано в Европейский суд по правам человека, 40 – в украинские суды. Общественная палата обратилась к российским, украинским и международным организациям и ко всем, кто неравнодушен, – мы готовим свой список чиновников, которые виновны в этих преступлениях, – подчеркнул первый заместитель Секретаря ОП Владислав Гриб.
Заместитель руководителя Федеральной миграционной службы России Анатолий Кузнецов привел статистику, согласно которой: по состоянию на 6 июля на территории Российской Федерации находится всего более 1 800 000 граждан Украины. Из зоны конфликта въехало 481 268 человек. В настоящее время из этой цифры в приграничных регионах находится 414 726 человек. Миграция между Россией и Украиной продолжается. В последние дни мы видим увеличение въезда из зоны конфликта на территорию РФ. Если по состоянию на 4 июля въехало чуть больше 20 000, то вчера эта цифра уже за 25 000. В пунктах временного размещения находится 16 629 человек.
По данным ФМС, за убежищем обратилось 20451 человек. Граждане Украины пользуются всем спектром миграционного законодательства, в том числе тем, что они могут находиться 90 дней без постановки на миграционный учет.
По словам Анатолия Кузнецова, программой добровольного переселения в РФ соотечественников уже воспользовалось 7426 украинцев. С заявлениями о предоставлении гражданства РФ обратилось 22529, за оформлением разрешения на временное проживание 48205, для оформления вида на жительство 17901.
По словам заместителя Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Степанова, «пункты временного размещения должны сыграть лишь буферную роль. Чтобы максимально быстро разгрузить их, организована работа воздушных мостов авиацией МЧС, транспортные колонны. Только за последние две недели авиацией перевезено более 4 000 человек, столько же – колоннами», – проинформировал Степанов.
По его мнению, нужно, чтобы люди определились со своей дальнейшей судьбой. «В результате работы наших психологов, в последнее время люди больше настроены остаться в России. Еще 2-3 недели назад люди старались быть как можно ближе к границе, надеясь переждать и вернуться домой», — добавил замминистра.
Как отметил Александр Бречалов, заранее к такому потоку беженцев никто не был готов. Однако все «организовано на очень высоком уровне. Правозащитники и журналисты, приезжайте и посмотрите сами!» – призвал Секретарь ОП.
По словам заместителя Министра регионального развития РФ Сергея Назарова, ведомством ведется анализ возможностей для размещения людей в субъектах, в том числе с учетом зимнего периода, чтобы принять еще дополнительные меры. «Мы ведем оценку потребностей, необходимых финансовых средств», – рассказал он.
Член Общественной палаты Максим Григорьев подчеркнул, что необходимо противодействовать информационной войне. «Эту войну ведут те, кто подталкивал Евромайдан. Открылись десятки сайтов, сотни тысяч людей оставляют свои комментарии в интернете, так или иначе навязывая свою точку зрения», – подчеркнул член ОП.
По словам заместителя Секретаря ОП, Уполномоченного по правам человека г. Москвы Александра Музыкантского, в стороне от помощи беженцам оказалась Москва.
– Нет ни одного человека исполнительной власти, которому это дело было бы поручено, нет ни органа, ни штаба, ни координационного центра, нет даже элементарной горячей линии. За три месяца в УФМС по Москве обратилось около 10 000 граждан Украины с заявлениями, 2800 принято на рассмотрение предоставление статуса убежища и 700 выдано. Есть только один пункт на Краснопролетарской, 10. Но в нем нет ни психологов, ни людей, которые могли бы оказать юридическую помощь. Очень слабо налажена координация работы с регионами, люди берут анкеты и отправляют в регион, нет системной работы по доставлению в тот регион, который они выбрали. Люди находятся в бедственном положении. Нужно принять меры, чтобы в Москве возник какой-нибудь координационный центр. Волонтеры помогают, но многие вопросы находятся за компетенциями их деятельности, – заметил заместитель Секретаря ОП.
Впрочем, первый заместитель Секретаря ОП Владислав Гриб, напротив высоко оценил сотрудничество ФМС России и Общественной палаты и рассказал об одном из совместных рейдов с целью мониторинга работы с беженцами, который проходил в Москве.
Член ОП Вероника Крашенинникова подчеркнула, что на освещение мероприятий по Украине в России сегодня западными СМИ «наложена информационная блокада». По ее мнению, нужно организовывать пресс-туры журналистов на западных площадках, чтобы они не могли их игнорировать.
В конечном счете, участники заседания делали акцент на два измерения украинского конфликта – координация деятельности по ликвидации гуманитарной катастрофы; информационное противостояние вокруг событий на юго-востоке соседнего государства.
– Мне понравилась активная позиция и участие Общественной палаты Российской Федерации в вопросах, касающихся положения дел на юго-востоке Украины и проблем беженцев, – поделился впечатлениями о слушаниях председатель ОП Ставропольского края Николай Кашурин. – Для нашей Общественной палаты я перенял много хороших подходов в работе, связанной как раз с украинскими беженцами, которых сейчас в нашем крае принято и размещено более тысячи. Конечно, все, что происходит сейчас на юго-востоке Украины – это трагедия. И только при условии консолидации сил и неравнодушной позиции каждого гражданина можно будет противостоять этой чуме XXI века. В этом плане я вижу необходимость перегруппировки сил ОП СК для оказания помощи беженцам и помощи руководству Ставропольского края в решении проблем беженцев, среди которых и адаптация, и правовое сопровождение, своевременное получение гражданства (если это необходимо), трудоустройство и множество социальных вопросов.