Нотариальная палата Ставропольского края

Деревья спасет «зеленый щит»

Общественные слушания по вопросу создания лесопаркового зеленого пояса города Ставрополя вызвали большой интерес со стороны общественности и представителей экспертного сообщества, власти всех уровней.

Общественные слушания по вопросу создания лесопаркового зеленого пояса города Ставрополя вызвали большой интерес со стороны общественности и представителей экспертного сообщества, власти всех уровней.

Поводом для организации Общественной палатой этого мероприятия стало поступление ходатайства регионального отделения Общероссийского народного фронта. Слушания прошли в конференц-зале музейно-выставочного комплекса «Моя страна. Моя история». Как отметил, открывая слушания, председатель ОП СК, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин, «место проведения слушаний является символичным, поскольку, рассматривая вопрос создания «зеленого щита», мы все вместе пишем современную историю города Ставрополя».

 

Инициативу – в массы

В течение нескольких недель эксперты, привлеченные общественниками, изучили наработки ОНФ, и проект, в рамках которого  предлагалось включить в лесозащитный пояс города Ставрополя более 4 тысяч га леса, был предварительно размещен на сайте Общественной палаты Ставропольского края. В это же время предложения по перечню лесопарковых территорий, подлежащих включению в лесопарковый зеленый пояс краевого центра, поступали на электронную почту ОП СК и рассматривались экспертами.

И вот день слушаний. В переполненном зале помимо членов и экспертов Общественной палаты и членов Молодежной общественной палаты – представители федеральных и краевых органов государственной власти, органов местного самоуправления, Общероссийского народного фронта, общественных организаций, вузов, независимые эксперты и специалисты, жители города – всего порядка ста человек.

Состав участников очень широк. Среди них – заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева, начальник отдела по надзору за исполнением земельного и природоохранного законодательства управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ставропольского края Юрий Мережко, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Белёвцев, заместитель председателя комитета Думы Ставропольского края по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии Виктор Надеин, начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества аппарата Правительства Ставропольского края Владимир Вышеславов, председатель Ставропольской городской Думы Георгий Колягин, заместитель руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Евгений Маслов, член Общественной палаты Российской Федерации от ОП СК Всеволод Чернов, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков. В президиуме слушаний – и заместитель председателя Общественной палаты Ставропольского края, председатель комиссии по развитию ЖКХ и строительства Николай Стаценко, председатель комиссии Общественной палаты Ставропольского края по курортам, туризму, экологии и здравоохранению Виталий Михайленко.

Николай Кашурин напомнил, что с 1 января текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которые получили общеупотребимое название Закон о зеленом щите.

–  Инициатором принятия этого закона выступал Общероссийский народный фронт, – продолжил Николай Иванович. И пояснил, что в соответствии с ним некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления могут обратиться с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в региональную общественную палату.

Так и произошло, и теперь краевая Общественная палата организует общественные слушания, и если в их ходе большинством участников будет одобрено создание зеленого пояса, то ходатайство вместе с решением направят в Думу Ставропольского края, которая и решит вопрос о создании зеленого пояса.

– А уже с момента принятия такого решения законодательным собранием края уполномоченному органу предоставляется 180 дней для установления границ лесопаркового зеленого пояса, – сообщил Николай Кашурин.

 

Рубка под запретом, стройка крайне ограничена

Участникам слушаний было разъяснено, что лесопарковый зеленый пояс – это зона с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности. В нее входят территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

При этом на территории зеленого пояса запрещена рубка деревьев, практически запрещено строительство (за исключением объектов, назначение которых четко перечислено в законе) и предусмотрена возможность лесовосстановительных мероприятий.

– Таким образом, «зеленый щит» является своего рода охранной грамотой для территорий, – подытожил Николай Кашурин, но особо подчеркнул, что сам закон, к сожалению, еще «сырой» и требует доработки в части более подробного описания норм об определении границ зеленого пояса и внесении этих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Подзаконные акты, регламентирующие такую процедуру, увы, отсутствуют.

Было указано, в том числе и на то, что требует детальной проработки вопрос о включении в «зеленый щит» территорий, которые находятся у граждан и юридических лиц в собственности, аренде или на ином праве. Сегодня закон предусматривает, что в таком случае их права не прекращаются, но на практике они могут быть ограничены. Были поставлены под сомнение и сроки, которые предусмотрены законом на прохождение всех процедур по созданию зеленого пояса. Достаточно ли этого времени? – задали вопрос участники слушаний.

– При подготовке общественных слушаний мы направили предлагаемый народным фронтом перечень территорий, подлежащих включению в лесопарковый зеленый пояс, для предварительного рассмотрения в различные структуры и разместили его на сайте Общественной палаты в сети Интернет для свободного ознакомления и внесения предложений, – резюмировал председатель ОП СК. – Подробно изучили данный перечень и члены экспертной рабочей группы Общественной палаты, костяк которой состоит из профессорско-преподавательского состава Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

Уже на день проведения слушаний в Общественную палату региона поступили предложения поддержать создание лесопаркового зеленого пояса г. Ставрополя. Но какова была реакция участников слушаний – показали их выступления.

Ольга Тимофеева, возвращаясь в 2016 год и говоря о работе над проектом федерального закона, привела в пример опыт Москвы, когда в далекие советские годы вокруг нее была создана 70-километровая зона, на территории которой вырубка леса была под запретом. Это стало своеобразным буфером, дало возможность сохранить природные легкие для жителей столицы.

– Сегодня в числе тех, кто сопротивляется нашей инициативе, находится бизнес, – сказала Ольга Викторовна. – Закон должен перекрыть возможности различных «лазеек», исключить наличие коррупционных составляющих. Это, я уверена, нам помогут сделать такие профессиональные юристы, как Николай Кашурин и его коллеги.

Ольга Викторовна при этом отметила, что ходатайства о создании «зеленого щита» были инициированы во всех регионах страны и в четырех из них – Смоленске, Ярославле, Кирове и Воронеже – уже приняты решения о создании зеленого пояса. Но некоторые регионы, напротив, отказались от подобной идеи.

Председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» в Ставропольском крае, председатель общественного совета при министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Владимир Емельянов поддержал  ходатайство ОНФ и подтвердил важность появления у городов России «зеленых легких» в виде защитных поясов.

– Больно, что мы не смогли сохранить то, что досталось нам от дедов и отцов, – подчеркнул Владимир Иванович, – Но принимая в этом плане решения, надо сохранить баланс между городом, собственником и обществом.

Как еще одну безусловно положительную сторону грядущих новаций выступающий указал возможность исключения двойного назначения земель, а то нередки случаи, когда собственник, уже будучи вызван на комиссию, узнает, что его территория относится к природоохранной зоне.

 

Не лесополки, а полосы леса!

Именно на таком новом определении насаждений, так привычных нам под названием лесополос, настаивал директор Ставропольского ботанического сада имени Скрипчинского В.В., кандидат сельскохозяйственных наук Владимир Кожевников.  Роль и значимость их не преуменьшить, настаивает Владимир Иванович:

– Город Ставрополь находится на высоте порядка 600 метров над уровнем моря. Около 200 дней в году в нем бывают ветры. До появления полос леса они приносили ощутимый вред сельскохозяйственным угодьям. Теперь же ветры не страшны полям: полосы леса отлично противостоят пыльным бурям и что замечательно, имеют способность полностью самовосстанавливаться, так хорошо был подобран их видовой состав. Я настаиваю, чтобы мы забыли затасканное слово «лесополоса» и утвердили точное понятие – «полоса леса» и включили все их в зеленый пояс, – предложил Владимир Кожевников.

А вот еще одно мнение – доцента кафедры социально-экономической географии, геоинформатики и туризма Института математики и естественных наук Северо-Кавказского федерального университета, кандидата географических наук Андрея Скрипчинского:

– Современный бизнес должен иметь не только социальную ответственность, но и экологическую. Что застройщик оставит будущим поколениям кроме жилых домов? Сохранение лесозащитных полос леса в пределах территорий будущей застройки позволит архитекторам проявить свое искусство и вписать в существующий ландшафт будущие жилищные массивы, чего зачастую не происходит. Большинство участков представленных в проекте зеленого щита, – участки зеленых насаждений, которые играют водоохранную, защитную и охранную функции. Особо хочется отметить, что в проект будут включены и зеленые массивы на оползневых зонах в городе, что позволит сдержать оползневые процессы, происходящие там.

В поддержку «зеленого щита» высказался и заместитель председателя Совета регионального отделения Российской экологической партии «Зеленые» в Ставропольском крае Василий Авдеев, который призвал тщательнее подходить в этом случае к экологической  экспертизе. Источником нашей жизни назвал зеленые насаждения заместитель председателя регионального отделения Общероссийского экологического общественного движения «Зеленая Россия» по Ставропольскому краю Виктор Ильинов:

– Мы свидетели того, как зачастую необоснованно вырубают деревья, – заметил он и поделился разработками российских ученых, которые подсчитали, что если расширить лесополосы в России в три раза, то через 40-60 лет они могут быть использованы для производства древесины. – Мы можем стоять у истоков этого процесса, заботясь о жизни будущих поколений, – подытожил Ильинов.

С конкретными планами по включению в «Зеленый щит» ряда территорий города Ставрополя пришел на слушания председатель Фонда по сохранению природы «Экологическое развитие» Юрий Никулин. Каждое предложение обосновано, им важно сохранить зеленые насаждения, от которых зависит сохранение природных уголков нашего города.

С точки зрения перспективы воплощения в жизнь инициативы по созданию зеленого пояса рассмотрел вопрос председатель комиссии Общественной палаты Ставропольского края по курортам, туризму, экологии и здравоохранению Виталий Михайленко. Он также указал на то, что в дорогом его сердцу и наиважнейшем для сохранения здоровья нации бальнеологическом курортном регионе Кавминвод зеленый пояс должен быть создан обязательно, ибо это поспособствует охране лесов КМВ, а, значит, благополучию населения региона и отдыхающих в нем людей.

С просьбой о включении в «зеленый щит» к Общественной палате Ставрополья двух территорий обратились представители  садоводческого товарищества «Водник» г. Ставрополя. Они поделились проблемой, разрешить которую не могут уже два года. Дело в лесополосе около ряда домов членов садоводческого товарищества: при вырубке деревьев в ней на стенах домов появились трещины. Это, как подчеркнули участники слушаний, еще один аргумент в пользу включения полос леса в зеленый пояс города Ставрополя.

 

От «двойной защиты» хуже не будет

Речь о том, не возникнет ли эффект задвоения защитных функций территорий, которые до отнесения в зеленый пояс уже были признаны природоохранными, подняла начальник отдела организации и функционирования особо охраняемых природных территорий министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Татьяна Амелина.

– В крае 4.5 тысячи гектаров природоохранных территорий с зелеными насаждениями, – сказала она и предложила исключить из перечня лесопарковых территорий государственные природные заказники «Приозерный», «Русский лес», «Вишневая поляна». – При включении их в «Зеленый щит» придется работать на стыке двух законов, а это может породить различные правовые коллизии и при этом потребуется повторное выделение бюджетных средств на установление границ. Может, не надо накладывать одно на другое?

Как было сообщено на слушаниях, поднятая проблема была обсуждена на рабочей группе Общественной палаты Ставрополья. Эксперты пришли к выводу, что все-таки необходимо оставить указанные территории в лесопарковом зеленом поясе, но в уже существующих границах. Природоохранный режим заказников не будет ослаблен, уверены члены рабочей группы, ведь в соответствии с пунктом 5 статьи 62.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в случае включения в лесопарковый зеленый пояс территорий с более строгим режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности (в том числе защитных лесов, особо защитных участков лесов) их правовой режим сохраняется.

Инициативу создания «Зеленого щита» города Ставрополя поддержал и Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Белёвцев. И если за леса в черте города прокурор не переживает: около четырех лет в направлении их учета и защиты вместе с органами местного самоуправления ведется системная работа, то повод для беспокойства вызывает сохранность леса за пределами краевого центра. Было внесено предложение провести корректировку и рассмотреть зону в 10-15 км вокруг города, которая бы также вошла в зеленый пояс.

– Надо создать рабочую группу с комитетом градостроительства администрации города Ставрополя и сообща все взвесить, продумать, какие зоны и в каком километраже включать в «Зеленый щит», – подытожил выступление Сергей  Белевцев.

Представитель депутатского корпуса края Виктор Надеин выразил уверенность в необходимости работы над созданием законодательной базы для того, чтобы зеленый пояс не просто появился на карте, но заработал.

Также в ходе слушаний обсуждались вопросы, связанные с возможным попаданием в зеленый пояс участков, принадлежащих на праве собственности, аренды или ином праве физическим и юридическим лицам. Как пояснили эксперты, Закон о зеленом поясе (пункт 11 статьи 62.2) предусматривает, что включение земель или земельных участков в лесопарковый зеленый пояс не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В заключение слушаний его участниками единогласно были приняты предложения о создании в Ставрополе зеленого пояса. По результатам общественных слушаний составлен протокол, в котором, в частности, указывается на принятое решение. Он направлен в адрес Думы Ставропольского края.

Также с учетом выявленного при подготовке общественных слушаний и в ходе их проведения несовершенства федерального законодательства Общественной палатой были подготовлены предложения по его изменению, которые также направлены в краевую Думу, обладающую правом законодательной инициативы.

Что ж, «Зеленому щиту» быть!.. Теперь дело за законодателем – краевой Думой. Общество выразило свою волю, надеемся, что власть услышит ее и создаст все условия для достижения общих целей в деле защиты природы от бездумного уничтожения и халатного использования.

Елена Гончарова