На велосипеде – в прошлое?!
08 июля 2016 годаНу кто не мечтал хотя бы раз переместиться во времени и стать очевидцем событий давно минувших дней, к примеру, попасть в эпоху Лермонтова? Как ни странно, это вовсе не фантастика для нотариусов Ставрополья и напрямую соотносимо с… занятиями спортом!..
Определяя значимость описываемого события, следует отметить, что спорт в любом своем проявлении является важным элементом жизни каждого человека. И конечно, представители нотариального сообщества Ставропольского края не являются исключением. В летнюю пору, выходя из душных кабинетов, они мечтают об активном отдыхе. А что может быть лучше велосипедной прогулки?
Именно в этом формате – велопробег, велопрогулка – и прошла бы встреча нотариусов и сотрудников нотариальных контор в городе-курорте Пятигорске, если бы не одно «но»… Дело в том, что самыми заметными и незабываемыми участниками этой, от руля до спиц и колес спортивной, встречи стали исторические персонажи, а само мероприятие, организованное нотариальной палатой и Советом молодых нотариусов Ставрополья, было посвящено 175-летию со дня трагической гибели Михаила Юрьевича Лермонтова.
Настоящее место – несколько выше
Общий сбор объявили у подножия горы Машук, неподалеку от обелиска на месте дуэли Михаила Лермонтова с Николаем Мартыновым.
Приехавшие пораньше коллеги ожидали остальных и делились предположениями о том, что будет сегодня.
– На такие встречи стремишься не только из-за всегда интересной и полезной их тематики, а еще и из-за позитивного настроения и светлых мыслей, которые у тебя остаются надолго в результате ощущения колоссальной энергетики собравшегося нотариального сообщества – единомышленников, друзей, коллег по цеху, – сказал помощник нотариуса города Кисловодска Вячеслав Парицкий.
Так, все в сборе. Обменявшись приветствиями, улыбками, поклонами и рукопожатиями, настроив «железных коней», начинаем не спеша двигаться за руководителем и основным организатором велопробега – председателем Совета молодых нотариусов нотариальной палаты Ставропольского края, нотариусом города Минеральные Воды Олегом Строканем. В группе недоумение: свернув с основной дороги и периодически едва ли не продираясь сквозь кустарник, выходим на непримечательную полянку. Оказывается, именно здесь, во вторник, 15 (27) июля 1841 года, великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был убит выстрелом в грудь. Пуля прошла навылет.
Сейчас настоящее место дуэли Лермонтова – обычная поляна. Как объяснил нам Олег Строкань, позже была выбрана более доступная для поклонников лермонтовского творчества и туристов площадка. На ней и был установлен памятник как свидетельство о трагических событиях, завершившихся гибелью поэта.
Совершенно неожиданно для нас облачившись в костюм той эпохи и являя неподдельный талант и профессионализм рассказчика Олег Владимирович поведал о некоторых определяющих моментах из жизни поэта. Мы и без того были удивлены перевоплощением председателя СМН НПСК, но, как оказалось, его выступление было только предисловием к тому, что последовало далее…
Актеры Пятигорского камерного драматического театра, главным режиссером которого является заслуженный артист России Сергей Волков, мастерски воссоздали и разыграли события, свершившиеся в июле далекого 1841 года. Органично вжившись в образы главных действующих лиц трагедии того памятного и печального дня, они смогли передать весь драматизм происходящего так, что у зрителей (нет – у очевидцев, свидетелей!) этой сцены мурашки пошли по коже.
Мы как будто присутствовали на дуэли
Дуэль была разыграна с максимальной достоверностью. Если учесть, что многие обстоятельства случившегося остаются невыясненными и по сей день, впечатления от увиденного были самые яркие. В театральном действе были использованы реальные диалоги участников дуэли: самого Николая Мартынова и секундантов – Михаила Глебова и Александра Васильчикова.
Давайте же еще раз вместе окунемся в историю того времени и узнаем, какие показания давал Мартынов после дуэли.
«С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме, – за два дня до дуэли, – он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. Я решился положить этому конец».
Показания секунданта Глебова также указывали на давнишнюю вражду в отношениях двух офицеров. Но каждый понимает, что основной причиной разыгранной трагедии является женщина, ведь факты указывают, что оба участника ухаживали за дочерью генеральши Верзилиной – Эмилией Клингенберг (впоследствии Шан-Гирей). Ей-то и принадлежит наиболее подробное описание той роковой ссоры.
«13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин… Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его в переводе с французского «montagnardau grand poignard» («горец с большим кинжалом». – Ред.). (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову… Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора».
Предсказуемая дуэль Лермонтова с Мартыновым по поводу ссоры произошла вечером 15 июля. Разговора участников дуэли никто не слышал, и мы можем только предполагать, что именно привело к трагической развязке.
В официальных документах фигурируют имена двух секундантов — Глебова и Васильчикова, хотя на самом деле присутствовали четыре секунданта: решено было скрыть от следствия участие в дуэли А.А. Столыпина (Монго) и С.В. Трубецкого. Последние, будучи не в чести у императора Николая I, были сосланы на Кавказ. Их непосредственное участие в дуэли могло бы привести к тяжелым последствиям. В официальной версии, фигурировавшей в судебном процессе, секундантами были только Глебов (секундант Мартынова) и Васильчиков (секундант Лермонтова). Существует неподтвержденная гипотеза, что Столыпин и Трубецкой не смогли своевременно добраться к месту дуэли из-за сильного ливня, и дуэль действительно состоялась при двух свидетелях.
В увиденном нами театральном представлении были разыграны роли всех четырех упомянутых секундантов. Леденили кровь и атрибуты дуэлянтов и секундантов: воткнутые в землю казачьи шашки служили барьером, дуэльные пистолеты стреляли с оглушительным треском. А военные мундиры той поры добавляли всему реализма.
Такого еще не было!..
Признаться, в те минуты большинство собравшихся, наверное, забыли, что наше мероприятие носит еще и немного спортивный характер. Мы размышляли о том, почему тогда, в далеком 1841 году, рядовая, казалось бы, ссора привела к тому, что Россия потеряла великого поэта. Почему еще один участник этой трагедии – Р. Дорохов предложил жесткий сценарий дуэли, согласно которому не было предусмотрено даже наличие врача и специального экипажа. Мы можем задавать эти вопросы, но полноты истины ответов на них, увы, не добьемся…
Разыгранные события позволили всем зрителям окунуться в события давно ушедших дней, пережить глубокий драматизм дуэльной истории и даже попытаться разобраться в юридических аспектах того происшествия.
– Не ожидала узнать так много нового о последних днях жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Получила незабываемые эмоции, когда оказалась на неизвестном мне до этого месте дуэли поэта, лицезрела воссозданные в хронологии, диалогах и костюмах сцены поединка. А мой сын решил обязательно написать обо всем в школьном сочинении «Как я провел лето», – прокомментировала нотариус города Минеральные Воды Инна Бакай.
И правда, поразительное выступление, неожиданный поворот велосипедного слета нотариата края!..
Еще долго мы были по-настоящему погружены в увиденное. Возвращаясь назад к мемориалу М.Ю. Лермонтова, садясь на велосипеды и уносясь вдаль, обдуваемые прохладой этих, таящих загадки, мест, мы продолжали видеть стоящие перед глазами образы исторических персонажей.
Крутя педали, и я переживала все опять и снова. Сменяя другу друга, передо мной проплывали беспечные красавицы и мужественные офицеры, честь для которых была основой жизни. От размышлений меня отвлек коллега, который мчался мимо с горы, обгоняя ветер. Я нажала на педали посильнее…
Любуясь красотами прекрасного города, мы обогнули гору Машук, побывали около таких достопримечательностей Пятигорска, как «Ворота любви», «Провал» и другие, и приближались к финишу. Казалась, что машина времени нас плавно переносила из прошлого в настоящее. Трудно передать те эмоции, которыми изобиловали высказывания участников велопробега. Каждый говорил по-своему и о своем, но все сходились в главном: такого еще не было!
А еще, в чем были солидарны все, так это в благодарности в адрес организаторов этого мероприятия – нотариальной палаты Ставропольского края и Совета молодых нотариусов Ставрополья. От всей души все выражали признательность и Олегу Строканю, который стал инициатором проекта, а также взвалил на свои плечи основную нагрузку по его проведению.
Велопутешествие с историко-культурным уклоном
А в «велосипедной» части нашей встречи особой признательности заслуживают члены Совета молодых нотариусов НПСК Леонид Созонов и Борис Коваленко, которые вызвались быть, соответственно, навигатором и замыкающим пробега.
– День удался на славу, был просто идеальным, – признается Леонид Созонов. – Для этого не так уж много и надо. Достаточно иметь в наличии велосипеды, рядом – друзей-энтузиастов, дождаться, пока настанет теплый выходной, и все: вот он, рецепт идеального дня. Вдохновляющая инсценировка дуэли Лермонтова не отпускала мое воображение до самого конца путешествия. Я крутил педали и думал, что вот по этим же местам близ Машука ездил когда-то и Михаил Юрьевич – так же любуясь красотами и живописными видами, которые нам дарит Пятигорск.
Надо заметить, что эти мысли не отвлекали Леонида от уверенного прокладывания маршрута нашего велодвижения. А умение Бориса Коваленко следить за каждой мелочью позволило не растерять по дороге энную часть нашего коллектива. Борис каждый раз терпеливо ждал отстающих и замешкавшихся, желающих поговорить по телефону или решивших вдоволь нафотографироваться на лоне природы.
– Ой, Борис еще и дважды чинил мне велосипед, – подчеркнула ветеран нотариата НПСК Ольга Лысенко. – У меня во время пробега дважды соскочила цепь на велосипеде. И оба раза сразу же поспешил на помощь мой молодой коллега – Борис. А вообще на протяжении всего маршрута я ощущала, что я «под присмотром» молодежи. Нотариус Денис Пеньков неоднократно предлагал катить в гору два велосипеда: мой и свой. Вообще внимание было отовсюду, так что я постоянно ловила себя на мысли, что с такой командой можно и на пенсии участвовать в велопробегах!
Много ярких моментов подарил этот день. Большинство из них запечатлены на фотографиях, остальные – навечно в нашей памяти.
В общем, говоря обо всем, что относимо к описываемым событиям очередного летнего выходного, проведенного с коллективом, мы сообща пришли к выводу: это было потрясающее историко-культурное велопутешествие!
Не знаю, кто как, а я, вернувшись домой, открыла томик Лермонтова и перечитала стихотворение «Кинжал», а потом и другие его стихи кавказского периода, переживая заново эмоции от встречи с прошлым и осознавая, что трагическая случайность стала причиной гибели великого поэта.
Наталья Подъячева