Нотариальная палата Ставропольского края

Общественный контроль – задача общая

Актуальные проблемы осуществления общественного контроля в Российской Федерации – такова была тема круглого стола, организованного и проведенного в Ставрополе Общественной палатой Ставрополья и Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами.

Актуальные проблемы осуществления общественного контроля в Российской Федерации – такова была тема круглого стола, организованного и проведенного в Ставрополе Общественной палатой Ставрополья и Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами.

Эта дискуссия была знаменательна участием в ней заместителя председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Галины Осокиной.

Особое внимание обсуждаемому вопросу было уделено со стороны Думы Ставропольского края, в стенах которой состоялся круглый стол, и краевого правительства. Активное участие в обсуждении приняли первый заместитель председателя Думы СК шестого созыва Дмитрий Судавцов и заместитель руководителя аппарата Правительства Ставропольского края Игорь Бабкин.

Круглый стол собрал более 100 участников, в числе которых – члены ОП СК и ее рабочих групп, эксперты, представители общественных советов всех уровней – от федерального и краевого до муниципального, а также представители краевых и муниципальных общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг в социальной сфере, аппарата Правительства Ставропольского края, аппарата краевой Думы, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Николай Лисинский, заместитель министра культуры СК Сергей Олесов, представители органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Поздравление, соглашения, приветствия

Надо заметить, началу обсуждения предшествовало несколько моментов. По случаю 10-летия Общественной палаты Вологодской области председатель Общественной палаты Ставрополья, заслуженный юрист России Николай Кашурин вручил поздравительный адрес члену ОП РФ от Вологодской области Галине Осокиной. Ставропольские общественники от души поздравили коллег, подчеркнув, что наша палата относится к одним из самых молодых в стране – ей еще нет и шести лет.

Подписание ряда соглашений о сотрудничестве продолжило мероприятие. Как пояснил руководитель общественников региона, подписанием соглашения о сотрудничестве с региональным отделением Российского общества «Знание», которое возглавляет член Совета ОП СК Валентина Братусина, поможет исправить возникшую несправедливость: ведь с самого начала работы второго созыва палаты реализуется множество совместных проектов.

Валентина Алексеевна также подчеркнула важность заключенного соглашения, с удовольствием отметив, что у реализуемых сообща проектов есть тенденция становиться традиционными, ежегодными. Зал горячо поддержал эти слова.

Церемония подписания соглашений о сотрудничестве и взаимодействии на этом не закончилась: Николай Кашурин обратился к теме круглого стола и напомнил, что 18 марта 2018 года на выборах Президента Российской Федерации впервые в России был успешно апробирован институт общественных наблюдателей.

– При организации общественного контроля за выборами Президента Российской Федерации нами было заключено 25 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, подписанных с некоммерческими организациями и вузами Ставропольского края, – напомнил Николай Иванович и добавил, что с учетом внесенных в законодательство изменений Общественная палата России и краевая ОП были наделены полномочиями по назначению наблюдателей на региональных и местных выборах. На Ставрополье 8 сентября в рамках Единого дня голосования состоятся выборы Губернатора Ставропольского края, в связи с чем общественники запланировали и активно проводят мероприятия по мониторингу реализации избирательных прав граждан, продолжая при этом расширять количество общественных организаций, с которыми в этой сфере осуществляется взаимодействие.

Соглашения, заключенные с тремя такими организациями — региональным отделением ДОСААФ, региональным отделением Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и Ставропольским региональным отделением Ассоциации студентов и студенческих объединений России — дадут возможность еще более полного охвата столь важного направления работы, привлечения к ней большего количества общественных наблюдателей.

Как подчеркнул, открывая дискуссию, Николай Кашурин, вопросы осуществления общественного контроля, формирования и деятельности общественных советов для Общественной палаты Ставропольского края находятся в числе приоритетных. При этом общественники чувствуют понимание значимости этой работы и готовность помочь со стороны органов краевой власти. Ее представителям и было предоставлено слово.

Первый вице-спикер Думы Ставропольского края Дмитрий Судавцов подчеркнул, что Общественная палата на Ставрополье по сравнению с другими регионами России достаточно молода и привел в пример известную поговорку: «долго запрягают, но быстро едут», которая точно характеризует особенность работы этого института гражданского общества.

– Общественная палата Ставрополья находится на лидирующей позиции в стране, – сообщил Дмитрий Николаевич. – Мы в своей депутатской работе доверяем и ценим ваше экспертное мнение. Многие законы были приняты, в том числе благодаря вашей профессиональной оценке. Большую совместную работу мы провели в отношении важного и резонансного законопроекта о Кавказских Минеральных Водах. Ваше заключение стало определяющим по некоторым важным аспектам данного законопроекта, позволило нам сделать правильные выводы и скорректировать работу над этим документом. Кроме того, Президент, Правительство и власти различных уровней нуждаются в том, чтобы бюджетные средства использовались эффективно. И общественникам принадлежит одна из ведущих ролей в сфере осуществления контроля за исполнением бюджета.

Подчеркнув актуальность тематики круглого стола, первый зампред Думы искренне поблагодарил его участников за неравнодушие, активную гражданскую позицию, ответственную общественную деятельность и высказал надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

О важной роли институтов гражданского общества в крае говорил заместитель руководителя аппарата Правительства Ставропольского края Игорь Бабкин. Он подчеркнул, что Общественная палата Ставрополья за годы работы зарекомендовала себя как орган, который умеет решать вопросы, причем, если это требуется, твердо и бескомпромиссно:

– Это структура очень активно действующая и в целом влияющая на принятие решений, – отметил Игорь Олегович. – Наша Общественная палата замечается и на федеральном уровне, и что самое главное, снискала доверие у населения края. Этот орган на высоком уровне выполняет функции общественного контроля, анализа, берет на себя работу по внесению предложений, в том числе в законодательные акты. Я хочу искренне поблагодарить за продуктивную деятельность и пожелать дальнейших достижений.

 

Прийти к единообразию в законодательстве и практике

Обращаясь к участникам круглого стола, Николай Кашурин подчеркнул, что эффективно действующий институт общественного контроля является признаком зрелости гражданского общества и социальной ориентированности государства.

– Деятельность субъектов общественного контроля и других институтов гражданского общества по обеспечению конструктивного диалога жителей и власти – это залог социальной стабильности, – добавил он и дал характеристику формированию и развитию системы общественного контроля на Ставрополье со времени принятия в 2013 году краевого Закона «Об Общественной палате Ставропольского края» и образования ОП СК по сегодняшний день.

Было замечено, что еще пять лет назад Общественной палатой Ставропольского края был проведен мониторинг соблюдения законодательства при формировании и деятельности общественных советов муниципальных районов и городских округов, и его результаты без преувеличений повергли в шок.

– Вдумайтесь только, из 34 общественных советов муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, 21 совет (или почти 62% от общего числа) возглавляли главы администраций или муниципальных образований либо их заместители. Более того, правовыми актами абсолютного большинства муниципальных образований было предусмотрено, что общественные советы действуют при администрациях или главах. Ни о какой унифицированности норм положений об общественных советах муниципальных образований и речи быть не могло.

В ходе мероприятия было особо отмечено, что системно проводимая Общественной палатой Ставропольского края работа при поддержке Губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова позволила переформатировать общественные советы муниципальных образований и искоренить включение в их состав должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также лиц, занимающих должности государственной или муниципальной службы.

Неразрешенным остался лишь вопрос отсутствия общественного совета в Минераловодском городском округе, где местные власти упорно не хотят создавать данный институт, прикрываясь общественной организацией с наименованием «независимый общественный совет».

– В целом же у нас налажено конструктивное сотрудничество с общественными советами муниципальных образований по осуществлению общественного контроля в формах, предусмотренных законодательством, – конкретизировал руководитель ОП СК. – Мы постарались выстроить эту работу по аналогии с взаимодействием Общественной палаты Российской Федерации с региональными общественными палатами. Никакой вертикали и отношений «власти-подчинения», только лишь совместная работа на благо человека, общества и страны.

Как было сказано, помимо того, что палата на постоянной основе проводит мониторинг деятельности общественных советов муниципальных районов и городских округов, обучающие семинары для них, оказывает им информационную и методическую помощь, они вовлечены и в обсуждение наиболее социально значимых вопросов, имеющих краевое и общероссийское значение. Благодаря такому подходу, удается максимально учесть мнения жителей Ставропольского края. Совместно проводится и общественный мониторинг, например, не так давно составлена Карта возможностей особого ребенка. Однако наиболее масштабное направление –это мониторинг реализации избирательных прав граждан, в том числе общественное наблюдение на выборах. Здесь не только выстроена и отлажена система взаимодействия, но есть и свои находки, как успешно апробированный на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года институт координаторов общественных наблюдателей, которыми в большинстве муниципалитетов выступили  председатели общественных советов городов и районов. Аналогично будет строиться работа и на предстоящих выборах Губернатора 8 сентября.

Кстати, опыт работы ОП СК с общественными советами (в частности, приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации нормативных актов и персональных составов советов) получил положительную оценку на уровне полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе и был рекомендован к распространению всем общественным палатам регионов округа. В прерогативе же сейчас – построение аналогичной работы с общественными советами при территориальных органах федеральных органов исполнительной власти и при органах государственной власти Ставропольского края.

– И здесь есть, над чем работать, – пояснил лидер общественников края. – Во-первых, на сегодняшний день ни при всех терорганах созданы общественные советы. Во-вторых, порядок их формирования в Ставропольском крае не является унифицированным, а роль краевой Общественной палаты разнится. Еще более сложная ситуация с общественными советами при межтерриториальных органах федеральных органах исполнительной власти. Полагаем, что порядок их формирования должен быть урегулирован на федеральном уровне, а роль региональных общественных палат в этом процессе должна основываться на паритетных началах.

Есть вопросы и к формированию общественных советов при органах государственной власти Ставропольского края, принципы которого определены статьей 6 Закона Ставропольского края от 09.11.2017 №120-кз «Об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля». Так вот, роль Общественной палаты региона там не указана, тогда как во многих субъектах РФ законодательно закреплен механизм формирования подобных общественных советов именно при участии региональной палаты (например, Амурская область, Воронежская область, Кемеровская область, Тамбовская область, Челябинская область и другие).

Отдельной темой Николай Иванович выделил деятельность общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг в социальной сфере, которые были созданы в 2018 году при ряде министерств края, а также в муниципальных образованиях. И здесь не обошлось без проблем: в законе императивно указано, что это должен быть отдельный общественный совет, а такое количество общественников найти сложно, особенно в сельской местности, это крайне непросто.

Общественники края подняли эту проблему в ноябре 2018 года на заседании Совета общественных палат России, озвучив необходимость внесения изменений в действующее законодательство в части возможности формирования рабочих групп при общественных советах муниципальных образований по осуществлению указанной независимой оценки.

 

Действовать точечно, добиваясь результата

Проблематику осуществления общественного контроля в Российской Федерации подняла заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Галина Осокина. Она указала, что условия работы общественных советов с 2017 года обновлены в связи с изменениями законодательства, повысились требования к качеству этой работы, ведь деятельность общественных советом незаменима и важна в обществе.

– Есть инструментарий, который помогает активизировать работу общественных советов, в разы повысить ее эффективность, – сказала Галина Александровна, подчеркнув важность наличия в совете сильного лидера, а также, что общественный совет должен быть буферной подушкой между обществом и властью: в случае появления какого-либо конфликта у населения и властных структур именно он должен донести позицию народа до чиновников.

Выступающая поделилась богатой практикой организации такой работы, отметив, что в Вологодской области к результатам деятельности общественников на местах внимательно относятся власти: два года подряд в регионе проходит конкурс между общественными советами муниципальных образований и органов власти. Награды за победу в его номинациях вручают глава Вологодчины, председатели областной Общественной палаты и Думы.

– Должна быть создана система в деятельности, разработаны ее четкие направления, при этом мы в Вологде предпочитаем не разбрасываться, пытаясь охватить все, а наоборот, действовать очень точечно, но и точно, добиваясь результата.

В пример такой работы докладчик привела работу по общественному контролю за содержанием и качеством дорог в Вологодской области. Запуская этот механизм, прежде всего, общественники проанализировали законодательство: постановления правительства РФ, областные законы, на основании чего провели обучающие семинары с представителями общественных советов. При этом поддержка и отклик с их стороны в этой работе оказались такими ощутимыми, что результаты этой деятельности стали очевидны едва ли не с первых шагов.

– Была разработана памятка, в которой указаны телефоны контролирующих органов, в которые можно обратиться по поводу ухудшения качества дорог, – пояснила Галина Осокина. – В каждом сельском поселении появилась актуальная схема дорог с указанием соподчинения каждой из них – будь то федеральный или региональный уровень. То есть появилась система, ясная и прозрачная, и если поступал звонок, реакция была незамедлительной.

Опыт такой деятельности палаты в максимальном сотрудничестве с общественными советами лег в основу справочника, изданного Общественной палатой Российской Федерации и может быть взят на заметку в других регионах.

Как отметили участники круглого стола, этот опыт, безусловно, пригодится на Ставрополье, однако нельзя исключать в системе проверки содержания и качества дорог и такое важное звено контроля, которым является технический подрядчик.

Член Общественной палаты РФ от Общественной палаты Ставрополья Всеволод Чернов скорректировал обсуждение, добавив, что за плечами общественников в каждом  субъекте РФ есть свое понимание и опыт обеспечения общественного контроля, однако минус происходящего в том, что в такой работе не наблюдается единообразия. А первый вице-спикер Думы Ставропольского края Дмитрий Судавцов предостерег от такого негативного момента в деятельности общественников, как заорганизованность.

– Во всем должно быть чувство баланса, – согласился Николай Кашурин и предложил существующий опыт в обсуждаемой сфере обсудить на федеральной площадке, тогда появится возможность выявить и устранить несоответствия, выработать системность  в действиях и направлениях работы. При этом немаловажно обратить внимание на существующую разницу в правовом регулировании  и привести здесь все к одному знаменателю. При этом руководитель ОП СК поблагодарил Галину Осокину за выступление, которое по своему содержанию было настолько емким и полезным, что круглый стол приобрел характер научно-практического.

Об особенностях работы общественного совета при министерстве образования Ставропольского края проинформировал его председатель, доктор исторических наук, профессор Владимир Шаповалов. Он особо отметил ежедневность работы общественного совета и добавил, что Общественная палата, занимаясь общественным контролем, не должна подменять государственные органы, в чью прерогативу входят функции контроля и надзора.

Моментальной была реакция Владимира Александровича на вопрос Галины Осокиной, сколько школ-догостроев существует в нашем крае. Ответ: «Ни одной!» было приятно слышать всем участникам круглого стола.

Опытом организации деятельности общественного совета при Главном управлении Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю  поделился и его руководитель Владимир Шаповалов. О первых результатах работы общественного совета министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания проинформировала его председатель Раиса Гударенко. Также она сообщила о мониторинге, проводимом в детских домах и интернатах и рекомендациях, которые дают общественники, как, например, организовать питание детей так же, как и проживание – по семейному типу.

– Однако это расходится с требованиями Роспотребнадзора, – посетовала Раиса Федоровна. – Надо серьезно отработать эти моменты, учитывая тенденцию к семейственности в организации жизни воспитанников детских домов. Нас беспокоит и вопрос трудового воспитания детей и молодежи. Своей победой считаем официальное признание статуса «дети войны» – на протяжении многих лет уделяли этому большое внимание.

В рамках заседания также выступил эксперт, аккредитованный Министерством юстиции Российской Федерации на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, лауреат премии и Грамоты Президента Российской Федерации за вклад в развитие конституционной реформы, кандидат юридических наук, доцент ВАК по конституционному праву Александр Мещеряков, давший свою оценку положениям законодательства Ставропольского края, запрещающим одному и тому же лицу быть членом Общественной палаты Ставропольского края более двух сроков подряд.

Он подчеркнул, что такой запрет не содержится в нормах Федерального закона от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», устанавливающего общие правила формирования и работы региональных общественных палат. Это ограничение кроме того препятствует осуществлению преемственности в деятельности общественной палаты, а также противоречит конституционному принципу народовластия, закрепленному в статье 3 Конституции Российской Федерации.

Ярким и содержательным было выступление председателя общественного совета Нефтекумского городского округа Неонилы Ульянич, которая рассказала о деятельности совета и общественном наблюдении на выборах.

– Очень приятно, – подытожила заседание Галина Осокина, – когда в одном зале в таком большом составе собираются не просто активные, но и добросовестные, неравнодушные люди. Это здорово, сегодня состоялся очень продуктивный диалог, о чем обязательно сообщу руководству Общественной палаты России. Будем взаимодействовать, и у нас все получится.

Как пояснил руководитель общественников региона, все предложения, позвучавшие на дискуссии, по ее итогам будут обобщены, вынесены на утверждение Совета Общественной палаты Ставропольского края и направлены во все заинтересованные структуры.

Елена Гончарова