Нотариальная палата Ставропольского края

Капремонт «разложили по винтикам»

Проанализировав результаты общественных слушаний «О капитальном ремонте многоквартирных жилых домов в Ставропольском крае», Общественная палата приняла ряд предложений по изменению и улучшению ситуации, которая может сложиться в регионе.

На состоявшемся заседании краевой Общественной палаты в этой связи было утверждено заключение по слушаниям, которое уже передано временно исполняющему обязанности Губернатора Ставропольского края, в Думу Ставропольского края, краевую прокуратуру и Главное управление Министерства юстиции РФ по СК.

Предложения, сформированные по результатам общественных слушаний можно условно разделить на две группы. Первая – предложения, связанные с необходимостью приведения базового краевого закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» в соответствие с федеральным законодательством, и вторая – предложения организационно-правового характера, направленные на повышение эффективности и прозрачности процедуры проведения капитальных ремонтов.

В заключении отмечено, что Закон Ставропольского края «О капремонте», будучи необходимым для регулирования жилищных правоотношений при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в целом соответствует федеральному законодательству.

Однако уточняет ОП СК, при проведении общественной экспертизы Закона о капремонте был выявлен ряд норм, нуждающихся в приведении в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации, а также устранении выявленных пробелов в правовом регулировании. Обнаружены и положения Закона о капремонте, свидетельствующие о наличии признаков коррупциогенности его норм. Например, в соответствии с нормами раздела IX Жилищного кодекса РФ, необходимо предусмотреть в Законе о капремонте разграничение полномочий в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов между краевой Думой, Правительством Ставропольского края, органом исполнительной власти края, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики региона в сфере ЖКХ, а также органом жилищного надзора.

Кроме того, краевой Закон о капремонте нуждается в дополнении положениями, присутствие которых в соответствующем законе субъекта Российской Федерации обязательно в силу статьи 167 ЖК РФ. Важно установить порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств. Обязательное наличие таких положений в профильном региональном законе прямо предусмотрено ЖК РФ, а если смотреть дальше – отсутствие норм о порядке осуществления контроля за целевым расходованием и обеспечением сохранности соответствующих средств свидетельствует о наличии признаков коррупциогенности норм Закона о капремонте. Ведь один из самых важных вопросов, волнующих жителей края, это вопрос о том, куда тратятся деньги на капремонт.

Говоря о целесообразности совершенствования законодательства Ставропольского края с целью повышения эффективности и прозрачности процедуры проведения капитальных ремонтов, Общественная палата края внесла предложения по совершенствованию системы организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Отдельного внимания, по мнению членов ОП СК, требуют предусмотренные Законом о капремонте критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Поясним, к ведению субъекта РФ отнесено установление необходимости проведения капитального ремонта, а к компетенции Российской Федерации – методическое обеспечение по данному вопросу. И учитывая, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах рассчитана на длительный срок – 30 лет (а за этот период даже новые или отремонтированные дома потребуют снова капитального ремонта если не всех, то отдельных конструктивных элементов) представляется обоснованным включение в качестве критериев таких показателей, как истечение эксплуатационного срока отдельных конструктивных элементов, возникновение угрозы безопасности жизни или здоровью граждан и тому подобного.

Для этого надо будет провести работу по мониторингу технической документации всех многоквартирных домов края на предмет ее наличия и адекватности. И если нужные документы отсутствуют или возникают сомнения в сведениях, которые в них содержатся, разрешить вопрос, полагает ОП СК, поможет комиссия, которая установит фактическое состояние этих домов и отразит его в актах или технических документах. Там, где такой документации нет, она должна быть изготовлена, поскольку представляется совершенно недопустимым, если отдельные дома по этой причине просто «выпадут» из очереди на капремонт.

«С учетом содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2013 году тезисов о необходимости повышения роли общественных институтов целесообразным представляется формирование на региональном уровне надлежащей правовой базы для осуществления общественного контроля, в том числе со стороны собственников помещений в многоквартирных домах за осуществлением процедуры капитального ремонта общего имущества с привлечением независимых специалистов», – говорится в предоставленном властям края заключении палаты.

Здесь же упоминается, что проведенное в рамках подготовки к общественным слушаниям о капремонте социологическое исследование позволило сделать вывод о крайне низком уровне информированности населения об изменениях законодательства в сфере ЖКХ, и в части осуществления капитального ремонта многоквартирных домов тоже, что неизбежно приводит к преобладанию негативного отношения к проводимым в Российской Федерации реформам в ЖКХ и в желании граждан вменить исключительно в прерогативу государства обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Здесь же Общественная палата края указала и на пути устранение такой проблемы. Органами государственной власти, местными администрациями, институтами гражданского общества, УК, ТСЖ и иными организациями правового просвещения должна вестись качественная разъяснительная работа с собственниками помещений многоквартирных домов о сути проводимых реформ и положительном эффекте от их проведения.

Предложение ОП СК в связи с этим – организовать на уровне министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ставропольского края курсы повышения квалификации по вопросам организации и проведения капитального ремонта для заинтересованных представителей управляющих компаний и ТСЖ, а также выработать для них соответствующие методические рекомендации.

Не миновала ОП СК и следующего вопроса. «Законодательство Российской Федерации не содержит положений об обязательном страховании счетов юридических лиц в банках. Вместе с тем, – сказано в заключении по результатам слушаний о капремонте, – с учетом наметившейся в последнее время тенденции отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензий на осуществление банковских операций, недопустимой представляется ситуация, при которой денежные средства, находящиеся на счете регионального оператора или на специальном счете и предназначенные для осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, могут быть утрачены. Учитывая изложенное, просим оказать содействие в выступлении с законодательной инициативой о внесении соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих обязательное страхование специальных счетов и счетов регионального оператора, формируемых в качестве фонда капитального ремонта».

Будем надеяться, что эта аналитическая работа даст пищу для размышлений и станет отправной точкой конкретных действий по подготовке края и его жителей к максимально выверенному вхождению в новый виток реформы системы ЖКХ Ставрополья.

 

Пресс-служба Общественной палаты

Ставропольского края