«Так здорово видеть улыбку на лице человека»
15 сентября 2019 годаОдно из ярких воспоминаний ее детства такое. Камышовая крыша соседской мазанки, а под ней – пчелы живут. Залезешь и отковыриваешь соты у них в гнезде. Пальцы липкие, мед по ним течет, ешь его, и так сладко-вкусно, аж зажмуриваешься от удовольствия!..
Одно из ярких воспоминаний ее детства такое. Камышовая крыша соседской мазанки, а под ней – пчелы живут. Залезешь и отковыриваешь соты у них в гнезде. Пальцы липкие, мед по ним течет, ешь его, и так сладко-вкусно, аж зажмуриваешься от удовольствия!..
А вот еще одно воспоминание, более позднее. Окончила школу. Самой всего 17 лет, а характер – в отца, донского казака – несгибаемый: как решила, так и будет. Так вот, парень-земляк привез в село жену с Дальнего Востока в теплые края – родить она должна была. Слово за слово – рассказал, расписал жизнь дальневосточную он так, что загорелась наша героиня: убедила подругу, сорвалась и поехала за романтикой в Находку. А как и что там было – позже, позже, не сейчас.
Потому что сейчас Валентину Колесникову, нотариуса Ипатовского городского округа самый момент представить.
Оптимистичный реалист, влюбленный в нотариат
– Валентина Ивановна, уже исходя из этих двух штрихов Вашей жизни, могу без сомнений сказать: ребенком Вы были задорным и весьма живым.
– Да нормальным ребенком была, как и все другие. Так же бегала повсюду, все хотела узнать, увидеть, везде залезть. Родилась в небольшом селе Усть-Мечетка Киевского района Ростовской области. Родители ветеринарные врачи, отец воевал, был ранен под Новороссийском, госпитализирован в Сухуми, а потом комиссован. Родом папа был все из той же Ростовской области. В семье нас двое: я и младшая сестра. Сестра совсем маленькой была, а я постарше, когда мама и папа расстались. Тогда мы вернулись на родину мамы – в село Софиевка Ипатовского района. Здесь и школу закончила, и на Дальний Восток отсюда уезжала.
– На Дальний Восток – это же так далеко, и там вас никто не ждал. Боялись?
– Нет, конечно, в селе тогда уже скучно стало, а скучать – это не про меня. Закончила курсы секретарей-машинисток, как только прибыли на место дислокации, устроилась работать на судоремонтный завод. А спустя время туда пришел зачем-то капитан одного судна – плавбазы. Говорит: «Мне нужна секретарь. Пойдешь?». И я пошла, интересно же!
– Я даже не представляю, что это такое – плавбаза?
– Это очень просто понять – судно, которое занимается заготовкой рыбы прямо в море. Интересно было: постоянно что-то происходило, все в движении, в работе. В путину икру, и правда, ложками ели. На полдник у нас это было обязательное блюдо.
– Но если так интересно работали, как оказались немногим спустя опять в родном Ипатовском районе, а работу секретаря поменяли на нотариуса?
– Да очень просто. Работая в океане, встретила рыбака, вышла замуж, приехала к маме рожать, да так и осталась здесь навсегда. Тогда уже по-другому к учебе относилась: понимала, образование необходимо. Так что сначала поступила в Армавирский юридический техникум, а потом, чувствуя, что этого недостаточно, трижды пыталась поступить во Всероссийский юридический заочный институт. На третий раз получилось. Я на месте и здесь стоять не хотела, уже тогда юрисконсультом работала в крупной строительной организации.
– А доучившись до последнего курса, переосмыслили направление приложения сил, пришли в нотариат?
– Нет, все произошло иначе и раньше. Тогда, когда успела закончить только первый курс, подружка посоветовала поехать в отдел юстиции и попробовать себя в нотариате. Я послушалась, поехала. Там, кстати, впервые увидела свою коллегу по нотариальному сообществу, ныне нотариуса города Ставрополя Елену Владимировну Шамрай. Она приняла меня строго: спросила об образовании, а я что – заочница, второкурсница. Но поговорили, и она меня взяла. Так – совершенно случайно – я стала государственным нотариусом.
– Сколько лет прошло с той поры?
– В следующем году будет 35.
– Сложна работа нотариуса?
– Нотариат, особенно современный, требует предельной концентрации внимания и приложения сил. Напряжение высокое, и ответственность большая.
Но, когда профессия по душе, когда ты живешь не вне, а внутри нее, проникаешься ее деталями, говоришь на одном языке с коллегами, чувствуешь при этом дружелюбное отношение и силу коллектива, в котором трудишься, это ничем не заменить. И это я ни на что не променяю. С нотариатом я прошла этот путь. Бывало всякое, и трудностей много, и радостей немало. С ним я вставала на ноги, с ним узнала, кто я такая, зачем я, поверила в свои силы и поняла, что могу сделать для того, чтобы жизнь людей была лучше и спокойнее.
– Вы считаете себя сильной женщиной?
– Могу назвать себя сильной женщиной, так сложилась моя жизнь, что многое в ней приходилось делать самой. Но добавлю то, в чем убеждена: каждая сильная женщина хотела бы быть слабой. Я не исключение.
В этом отношении хочу сказать, что не только мне, нам всем (думаю, коллеги со мной согласятся) очень повезло с руководителем нотариальной палаты края.
Николай Иванович отличный организатор, вдумчивый и мудрый руководитель с огромным опытом – и профессиональным, и жизненным. Он удивительный, внимательный человек, от которого неоднократно слышала слова поддержки, и который так много делал и делает для нас и нашего сообщества, для того, чтобы мы могли работать спокойно и уверенно, а люди – от детей и молодежи до пенсионеров, бизнесменов и чиновников – знали и понимали истинное значение нотариата.
– Когда бы Вас ни встречала, Вы улыбаетесь, всегда в отличном настроении, но при этом собранны, рассудительны, дисциплинированы. Вы оптимист или реалист в отношении к этому миру?
– Я оптимистичный реалист: живу в том, что предлагает жизнь, но всегда верю в лучшее и не позволяю себе опускать руки, хандрить. Зачем? Ведь все хорошо, если с чем-то не справлюсь сама, то я и моя семья, коллеги, друзья, справимся вместе. Хорошо помню, как мамин отец, мой дед любил говаривать: «Не надо Бога гневить!..». В детстве эта фраза была непонятна, а теперь-то не то, что понимаю ее, а полностью согласна со сказанным.
– Мне посчастливилось слышать, как Вы прекрасно поете. Причем, поете для себя, в кругу дружеском, «на завалинке». Откуда это: казачьи корни?
– Дедушка, о котором только что говорила, воевал. Я, маленькая, очень любила к нему приставать с расспросами: как воевал, где, что там было? А он уходил от ответа, но все время предлагал: давай, внучка, споем? И учил меня песням фронтовым – «Вьется в тесной печурке огонь», «Катюшу» пели с ним и другие. Тогда петь полюбила. В Софиевке жили, телевизоров не было, вот девчата молодые соберутся на лавочке и поют, а я их слушала сначала, потом и сама подпевать стала, много песен с детства знаю, и петь люблю с той поры.
– А есть любимая песня?
– Одни из любимых – «Не для меня Дон тихий разольется…» и «Черный ворон».
– Что главное в жизни, Валентина Ивановна?
– Главное: чтоб в семье были мир и согласие, чтоб родные и близкие счастливо жили, у коллег и подруг все всегда оставалось благополучно. Остальное – работу, жизненные вопросы повседневные – мы осилим сообща и постепенно.
– Что вы любите делать больше всего?
– Чтобы понять, что любишь, надо знать то, чего не любишь. Я не люблю рутины, когда нечем заняться. А люблю быть в гуще событий, все время чем-то заниматься. И если отстраниться от работы, которая стала моей жизнью, то, наверное, больше всего люблю помогать людям. Если могу что-то сделать, никогда не пройду мимо, ведь так здорово видеть улыбку на лице человека.
Я не спросила Валентину Ивановну еще о многом, потому что знала: есть в редакционном портфеле «Нотариальных вестей» очерк о ней, написанный нотариусом Ипатовского городского округа Мариной Бобровой. Он и пополнит образ героини этого номера.
Жить и работать «на отлично»
Я рада, что в жизни мне повезло познакомиться и общаться на протяжении многого времени с таким человеком как Валентина Ивановна Колесникова. Смотрю на нее и учусь. Учусь не только грамотно работать, но и правильно жить. А она, со своей стороны, не жадничает и делится профессиональным и жизненным опытом.
Познакомились мы с Валентиной Ивановной недавно. Или давно? Да как сказать: уже 11 лет прошло с той поры, а как будто это было вчера.
Ехала к ней на встречу и волновалась – очень. Я молодой нотариус, назначенный на должность в Ипатовский район нашего края. Она – нотариус, работающий там с 1985 года. Страшно. Как примет? Как вести себя? Что говорить?
Знакомимся, и начинаются чудеса. Может, и не чудеса, но, бесспорно, неожиданные, незаслуженные мной и очень приятные вещи. Валентина Ивановна приглашает к себе домой, угощает вкуснейшим обедом, рассказывает о районе. Дальше – интереснее. Она везет меня по всему городу, поясняет: где и что находится, показывает местные достопримечательности. Оказывается, к моему приезду она уже подыскивала для меня помещения под мою контору! Предела моей благодарности за такое отношение нет до сих пор. Стоит говорить или нет, но позже, все та же Валентина Ивановна помогла снять квартиру.
Вот это встретили! Ну что за человек! Добрый, открытый, внимательный. До сих пор не померкло в душе у меня ощущение внезапно свалившегося счастья от встречи с ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ.
Итак. Вы уже поняли, что это человек, которого в жизни отличают помимо прочих еще и такие качества как: добросердечность, общительность, гостеприимство.
Может быть, так она отнеслась ко мне по тому, что сама в довольно юном возрасте оказалась вдали от дома и бороздила воды Охотского и Японского морей, и даже Тихого океана на плавбазе с названием «Маршал Соколовский».
Сейчас даже представить себе невозможно, что две подружки (одной из которых была Валентина Ивановна) собрались, купили билеты на самолет и полетели, как это сейчас называется, на заработки на Дальний Восток, в Находку. Ну конечно, ближе места не нашлось. От аэропорта на такси добрались до контрольно-пропускного пункта закрытого поселка. Водитель такси и спрашивает у молоденьких девчат, а справка-вызов у них с собой? Конечно же, о том, что попасть на закрытую базу можно только по специальным документам, подружки просто не знали. Вот и сидели они, крепко схватившись за руки на заднем сидении такси. Сидели, ни живые, ни мертвые, боялись шелохнуться. Ведь денег на обратную дорогу ни у одной, ни у другой подруги не было.
Повезло с попутчиком. В этом же такси, третьим пассажиром ехал военный, у которого все документы были в порядке. Документы проверили только у него и пропустили машину. Таким образом, подруги благополучно прошли через охраняемый пост. Они устроились на работу, а через месяц после приезда в Находку Валентине Ивановне исполнилось 18 лет.
Вот, как в то время все получалось легко и просто. Или это сейчас нам, на отдалении так кажется. Также, в общем-то, без лишних отягощений и сложностей, Валентина Ивановна попала в нотариат.
В то время она работала юристом в строительном комбинате и от подруги узнала, что работающий в государственной нотариальной конторе нотариус переходит на другую работу и место нотариуса становится вакантным. Валентина Ивановна взяла документы и обратилась в отдел юстиции Ставропольского крайисполкома. Там побеседовали и поставили условие: месяц стажировки в Первой ГНК Ставрополя, только потом можно приступать к работе. В районной администрации никто не возражал против кандидатуры Колесниковой, и с 1 июля 1985 года Валентина Ивановна стала работать в государственной нотариальной конторе Ипатовского района Ставропольского края.
Помещение, в котором находилась контора, было в старом здании суда. Сам по себе кабинетик малюсенький, около 6 кв.м. Как вспоминает Валентина Ивановна, он и для одного человека был мал, а когда в район добавили вторую должностную единицу, размещаться там вдвоем стало крайне сложно. Сложно и физически, и морально. Как само помещение, так и все, что в нем находилось, включая бумагу, ручки, пишущую машинку, сейф, стулья и столы было государственным и выдавалось отделом юстиции. Документы, такие как свидетельства, доверенности, договоры по предварительно составленному нотариусом проекту печатали работники районной справки, кабинет которых находился в этом же здании суда. Вот такие раньше были у нотариусов условия для работы.
В этом году, между прочим, исполнилось 34 года работы Валентины Колесниковой в нотариате. Вот это да: мне от роду 39, а Валентина Ивановна имеет почти такой же стаж. Да, этим можно только гордиться. Интересно, смогу ли я, проработав так же долго, остаться отзывчивым и щедрым на доброту человеком? Будут ли мне присущи качества человека, которого считаю своим наставником и учителем. Очень буду стараться не позабыть ее уроки.
И хотя Валентина Ивановна и говорит о том, что попала в нотариат случайно, я в это не верю. Случайных людей, тем более проработавших такое количество лет, в нотариате просто нет. Валентина Ивановна является настоящим профессионалом, она отлично знает свою работу, обладает такими чертами характера как честность, прямота взглядов, твердость духа, целеустремленность. Она всегда открыто говорит то, что думает, иногда бывает резка, но никогда – несправедлива. Это человек, который держит себя с достоинством, но без высокомерия. При загруженности на работе, Валентина Ивановна еще и нотариус, который активно участвует в жизни и деятельности нашего нотариального сообщества.
С 1993 по 1999 год работала в правлении нотариальной палаты Ставропольского края, и теперь она – активист, председатель ревизионной комиссии НПСК. Была участником всех пяти Конгрессов нотариусов России, на протяжении многих лет была одним из самых активных членов комиссии по проверкам профессиональной деятельности нотариусов.
По словам Николая Ивановича Кашурина, президента нотариальной палаты Ставропольского края, работа в этой комиссии – одна из самых ответственных и сложных. Это комиссия, членом которой может быть только человек, безусловно, пользующийся неоспоримым авторитетом среди коллег, человек высокой нравственной культуры, большого профессионального опыта. Это человек, который на протяжении многих лет показывал безупречное поведение в профессии и личной жизни. Валентина Ивановна вызывает к себе глубокое уважение – и у товарищей по цеху, и у тех, кто к ней обращаются за помощью.
Нам, молодым нотариусам, Валентина Ивановна советует больше общаться – как в рабочей обстановке, так и вне ее, жить интересами друг друга, знать, что у кого происходит, помогать, не ожидая просьбы о помощи.
– За те 26 лет, которые прошли с момента ее образования, в нашей нотариальной палате сформировался сильный, дружный, сплоченный коллектив, – говорит она. – Важно единство взглядов и на жизнь, и на профессию. Сегодня мы едины и сильны, так должно быть всегда, и это во многом зависит от молодых нотариусов.
Несмотря на активную общественную жизнь и ощутимые профессиональные нагрузки, Валентина Ивановна отличная хозяйка. И в доме, и в конторе у нее всегда чистота и порядок, все стоит на своих местах, и от этого очень уютно. А как готовит! И курочку закоптит, и домашней колбаски сделает! Какие солененькие огурчики! Какие наивкуснейшие пирожки!
И, конечно же, Валентина Ивановна любящая мама и бабушка. Она гордится успехами дочери и внуков. Дочь Валерия училась у мамы. Много лет набиралась опыта и знаний, а сейчас работает исполняющей обязанности нотариуса города Санкт-Петербурга. Валентина Ивановна всегда с гордостью делится новостями о дочери. Знает, что ее уважают и ценят за профессионализм в работе, и в этом, несомненно, заслуга самой Валентины Ивановны. С гордостью рассказывает она и об успехах старшего внука Максима: он закончил учебу в техникуме и институте, уже работает, а младшему Захару пока только 16, у него еще все впереди.
За десятилетия трудовой деятельности Валентина Ивановна неоднократно удостаивалась наград и поощрений. Она награждена медалями Федеральной нотариальной палаты «За добросовестный труд в нотариате» III и II степени и медалью Министерства юстиции Российской Федерации «За заслуги в сфере юстиции», почетными грамотами Губернатора Ставропольского края, нотариальной палаты Ставропольского края, Федеральной нотариальной палаты, Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, также благодарностями НПСК и ФНП.
Как же велико было мое удивление (а я была очевидцем этого момента) что, несмотря на все эти награды, большой неожиданностью для Валентины Ивановны стало присвоение звания «Лучший нотариус» в 2013 году. Удивлению ее не было предела… Она не верила в то, что слышала и от волнения растерялась, не зная, что делать: то вставала со стула, то опять на него садилась, прижимая руку к сердцу, шептала: «Как?», «За что?!», «Неужели!..». Никак не могла поверить в случившееся.
Уважаемая Валентина Ивановна! Чему же здесь удивляться! Вы получили заслуженную оценку своей работы, ведь работаете Вы «на отлично».
Материал подготовила Елена Гончарова