Ему было всего двадцать…
20 мая 2020 года«Ему было всего двадцать!..», – с горечью и удивлением воскликнул сын, посмотрев на меня.
«Ему было всего двадцать!..», – с горечью и удивлением воскликнул сын, посмотрев на меня.
Сколько таилось в этой короткой фразе того, что я поняла без слов. Младший лейтенант, командир пулевого взвода Максим Кузьмич Тараненко, мой родной дядя и двоюродный дедушка моего сына Дмитрия погиб на Великой Отечественной войне двадцатилетним…
Что такое 20 лет, и что в этом возрасте думаешь о жизни, как смотришь в будущее, сколько надежд и мечтаний теснятся в твоем сердце – это в свои двадцать шесть Дима знал по себе. Но как представить, что, еще только начиная жить, Максим Тараненко уже имел за плечами несколько страшных военных лет, столько видел, пережил, преодолел?!. Благодаря таким мальчишкам, героям, сыновьям Великой Победы нам это непредставимо.
В тот день мы разыскали в рассекреченных военных архивах сведения о дяде, дедушке… Сложили крупицы того, что знали о нем раньше с информацией архивных документов, хотя бы на шаг став ближе к нему, оберегая такую важную для нашей семьи память о нем.
Родился Максим Тараненко в 1924 году в городе Буденновске. После окончания школы поступил в Буденновское ветеринарное училище и с отличием его закончил. А уже 10 мая 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Воевал в составе Ленинградского и второго Прибалтийского фронта, воевал в 48-ой стрелковой Ропшинской Краснознаменной дивизии имени М.И. Калинина.
Увы, невозможно восстановить полностью боевой путь, которым прошел мой дядя по фронтовым дорогам. Только об одном эпизоде его жизни знаем по описанию подвига в наградном листе 1944 года:
«В бою в районе деревни Юрцены Латвийская ССР, 22 сентября 1944 года, командуя взводом, М.К Тараненко лично сам подобрался к орудийному расчету противника, где уничтожил и захватил вполне исправную пушку, тем самым обеспечив продвижение вперед наступающих подразделений и выполнение поставленной боевой задачи. Пулеметным огнем его взвода было уничтожено до 20 солдат противника».
За проявленное мужество и отвагу в боях за Родину, против немецких оккупантов дядя был удостоен правительственной награды – ордена «Красная Звезда». А несколькими неделями позже его жизнь оборвалась. 17 октября 1944 года Тараненко Максим Кузьмич пал в бою в хуторе Цэли-Изэль Латвийской ССР.
…Я с детства знала от мамы и бабушки о своем дяде-герое. Помню, как бабушка, Елена Федоровна Тараненко, рассказывала о нем, его детстве, как слезы накатывали у нее на глаза, как говорила, что где-то в Латвийской ССР находится могила, в которой вместе с другими павшими в боях воинами похоронен и дядя Максим. Вот она фотография советских лет с его фамилией, выбитой на гранитной плите в хуторе Розенвадз. Там в свое время нашли место захоронения советских солдат и бережно сохранили память о них.
Много десятилетий прошло, многое изменилось в мироустройстве. Давно нет братской советской республики Латвии, есть отдельное суверенное государство, на земле которого когда-то в далеком 44-м шли кровопролитные бои с фашистскими захватчиками. И как же мы были рады были получить сообщение от родственников, что мемориал в хуторе Розенвадз не только остался в целости, но был реконструирован, и теперь стал еще красивее. Затаив дыхание, смотрели снимки: вот аллея Славы, монумент павшим воинам, по сторонам которого установлены мраморные плиты с именами тех, кто отдал жизнь за Родину. И все также на одной из плит высечена надпись: «мл. л-т Тараненко М.К.».
…Каждая из этих букв отзывается в моем сердце теплом и благодарностью, и душа замирает, стоит только представить, что мой дядя-герой здесь, рядом, что вернулся живым с той войны, что сейчас, улыбаясь, обнимает моего сына и своего внука Димку, и что все мирно и хорошо, все идет своим чередом, и внуки не становятся старше дедов…
К сожалению, ни у нас в семье, ни в военных архивах не сохранилось ни одной фотографии с ним, но из года в год дядя выходит на шествие Бессмертного полка, шагает в колоннах с теми, кто помнит, гордится, знает и бережет историю любимого Отечества, историю своих семей.
Есть у нас одна заветная мечта: поехать в Латвию, добраться до местечка Розенвадз, пройти по брусчатке мемориала, найти ту самую плиту, поклониться нашему герою и всем его однополчанам и сказать им о том, что память, как Вечный огонь, никогда не погаснет.
Наталья Кайванова,
член Ассоциации юристов России,
нотариус по Буденновскому
районному нотариальному округу