Нотариальная палата Ставропольского края

Камень преткновения – твердые коммунальные отходы

О сборе и утилизации мусора, несанкционированных свалках, конкурсных отборах региональных операторов и многом другом говорили на расширенном пленарном заседании Общественной палаты Ставропольского края. Тематика заседания – «О проблемах обращения твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края» – оказалась небезразлична многим: в зале Ставропольского государственного аграрного университета собралось более 100 человек.

О сборе и утилизации мусора, несанкционированных свалках, конкурсных отборах региональных операторов и многом другом говорили на расширенном пленарном заседании Общественной палаты Ставропольского края. Тематика заседания – «О проблемах обращения твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края» – оказалась небезразлична многим: в зале Ставропольского государственного аграрного университета собралось более 100 человек.

Участие в дискуссии приняли не только члены ОП СК и ее экспертной рабочей группы, но и представители органов власти всех уровней – Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, прокуратуры СК и Ставропольской природоохранной прокуратуры, Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольстата, Правительства и Думы Ставропольского края, а также Уполномоченный по правам человека в СК. Свою позицию по обозначенному вопросу обозначили и представители профильных министерств и ведомств, главы  муниципальных образований городов и районов края, руководители предприятий, занимающихся вывозом мусора и переработкой отходов на территории нашего региона, представители общественных экологических организаций.

 

Это касается каждого. А от кого зависит?

– Проблемы вывоза мусора и переработки отходов должны рассматриваться и решаться как первоочередные, если мы хотим, чтоб наши дети и внуки жили в крае с хорошей экологией, где легко дышится и приятно находиться, – прокомментировал председатель Общественной палаты Ставропольского края, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. – Одним из назревших вопросов видится вопрос обеспечения общественного контроля за организацией деятельности предприятий края в этой сфере. Его надо решать регулярно и исключительно с позиции закона. Необходимо постоянно мониторить сложившуюся ситуацию, иначе то, что сегодня вызывает легкие опасения, завтра станет неисправимым. Общественная палата Ставрополья включила в годовой план работы этот вопрос, провела предварительную работу по прояснению положения дел в деятельности по обращению твердых коммунальных отходов на территории края и готова в открытом диалоге всех заинтересованных лиц обсудить его.

Общение и впрямь получилось содержательным, ведь проблема, поднятая общественниками, без преувеличения касается каждого жителя края. А в Год экологии в России она звучит еще более остро, ведь как показывают исследования, одной из основных экологических проблем в современной России являются как раз вопросы обращения мусора.

Как сообщил участникам заседания Николай Кашурин, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 45% респондентов считают именно отходы основной угрозой для окружающей среды. Нельзя забывать и о конституционных гарантиях на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного нашему здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

– Ежегодно в России образуется примерно 55 – 60 миллионов тонн твердых коммунальных отходов, – сообщил председатель ОП СК. – Из-за множества экологических проблем, в том числе из-за несанкционированных свалок, из оборота исключаются плодородные земли. Для Ставрополья как аграрного региона эта ситуация является крайне тревожной.

Также Николай Кашурин обратил внимание собравшихся на то, что сейчас идет поэтапный переход к новой системе регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, который должен завершиться к 1 января 2019 года. По его мнению, в вопросе перехода на новую систему обращения с отходами Ставрополье на фоне других субъектов России выглядит достаточно хорошо. Одним из первых в стране наш край утвердил Территориальную схему обращения с отходами. А кроме того он оказался в числе пилотных регионов, в которых переход на новую систему обращения с отходами должен состояться в течение этого года.

 

Намерения благие, но на деле все несколько иначе…

Об этом говорят результаты более тщательного анализа, который при подготовке к расширенному пленарному заседанию был проведен комиссией Общественной палаты по развитию строительства и ЖКХ.

Чтобы понять степень «зрелости» проблемы обращения с отходами заместитель председателя Общественной палаты Ставропольского края, председатель комиссии по развитию строительства и ЖКХ Николай Стаценко привел такие данные. По мнению Министерства жилищно-коммунального хозяйства в прошедшем году на территории края образовано порядка 6 млн. куб. метров (около 1 млн. тонн) твердых коммунальных отходов. Департамент Росприроднадзора утверждает что ежегодное образование отходов у нас 1,45 млн тонн. Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды нашего края Хлопянов Андрей считает, что в сутки каждый человек «производит» не менее 3-5 килограммов мусора. А поскольку в крае более 2,8 млн. человек, то получается цифра порядка… 3 млн. тонн!..

– Так какой же на самом деле объем твердых коммунальных отходов в крае? – задается вопросом Николай Федорович. И продолжает аргументацию, говоря, что согласно данным Ставропольстата на полигоны региона лицензированными мусороперевозящими предприятиями вывезено около 500 тысяч тонн отходов. Выходит, дело обстоит, как в поговорке: «Гладко на бумаге, да забыли про овраги» – в оврагах, карьерах, в лесопосадке, возле дорог и в других скрытых от глаза местах «покоится» не менее 1,5 млн тонн мусора (!).

Многое изменилось в обсуждаемой сфере за последнее время. Были, например, введены такие понятия как оператор по обращению с отходами и региональный оператор по обращению с ТКО, под которыми понимаются уже организации коммунального комплекса. Сейчас, по мнению Министерства ЖКХ РФ, дополнительные законодательные акты, направленные на повышение эффективности правового регулирования, в данной сфере не требуется. Просто нужно в этом правовом поле работать.

Но так ли это в реальности, задаются вопросом общественники? Упорядочены ли принципы управления процессом обращения с отходами? Более 20 регионов заявили о готовности уже в этом году в пилотном режиме перейти на новую систему управления отходами на основе территориальных схем. На Северном Кавказе так себя позиционирует пока только Ставропольский край. При этом он планирует использовать два региональных оператора – в Северо-Западной зоне и в Восточно-Курортной зоне. Но как быть с регионом Кавминвод, который имеет статус охраняемой территории? Не надо ли его в этом отношении рассматривать отдельно? Этот вопрос был рассмотрен на заседании особо.

Первый региональный оператор скоро будет известен, он начнет действовать на территориях 13 районов северо-западной части края, куда входят города Ставрополь и Невинномысск. Ему общественники адресовали пожелание максимально сохранить сложившуюся в этой отрасли систему, принимать в учет прежде всего интересы населения.

Остается еще один оператор. Но здесь и возникают вопросы… Дело в том, что два регоператора на Ставрополье условно охватят своей услугой по 1,4 млн человек каждый. Между тем в Карачаево-Черкесской Республике планируется один оператор на 467 тысяч человек, в Челябинской области – шесть операторов на 3,5 млн. человек, то есть, один на 583 тысяч человек, в Краснодарском крае запланировано одиннадцать операторов на регион, что в пропорции один на 506 тысяч человек. «Почему же тогда на Ставрополье иначе?», – спрашивают члены Общественной палаты. И не просто констатируют тенденцию, а уже провели опрос специалистов и руководителей отрасли и, проанализировав их мнения, пришли к выводу о необходимости присутствия в крае как минимум четырех операторов. Тогда можно было бы говорить о конкурентности, быть уверенным в не ущемлении интересов участников этого рынка, в отсутствии коррупционных проявлений, мобильности в работе.

 

Тарифы, «горячая линия», инвестиции

Как было сообщено на заседании, согласно краевой Программе до 2017 года (то есть уже) на территории края должно было быть построено 16 межмуниципальных отходоперерабатывающих центров и 15 мусороразгрузочных станций с первичной обработкой отходов. Однако эта программа не выполнена, ведь фактически по схеме построены или близки к завершению и работают, имея лицензии, только шесть центров.

Но и это не все… Многие муниципальные районы нашего края  разработали и утвердили хорошие целевые программы по развитию в своих границах центров накопления мусора. Например, Александровский район должен был еще в 2015 году иметь зональный центр и ликвидировать 11 (что равно числу крупных населенных пунктов района) несанкционированных свалок. Результат не радует: в селе Александровском не прекращает разрастаться несанкционированная свалка, а в сельсоветах мусор прячут опять же… в оврагах и карьерах.

Есть и другая сторона медали, когда предприятие готово работать, но возникают проблемы с надзорными органами. Такова ситуация с ООО «Полигон-Яр» в краевом центре.

Много информации, отражающей с разных сторон ситуацию в сфере работы по обращению с отходами в нашем крае, прозвучало в ходе заседания. Были отмечены и положительные тенденции, например такие, как включение активных граждан края в работу по ликвидации стихийных свалок, очистке от мусора территорий родных сел и городов. Заслужила высокой оценки и роль таких ведомств, как прокуратура края, природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и другие. Представители практически всех этих структур рассказали о результатах работы в указанном направлении.

В ходе заседания были подняты и обсуждены вопросы о тарифах на вывоз мусора и необходимости усилить влияние региональной тарифной комиссии на их определение.

Говорили и о промежуточных результатах работы вызвавшей ощутимый отклик граждан общественной «горячей линии» по несакционированным свалкам, которую на протяжении нескольких месяцев проводят Общественная палата и Ставропольское региональное отделение Ассоциации юристов России.

Как было отмечено, неоднократно общественники выезжали на места несанкционированных свалок. Например, в село Кианкиз Андроповского района, где весь мусор свозится на полуторакилометровый придорожный полигон. Побывали и в краевом центре. Там осмотрели несанкционированную свалку на проезде Ольховом, куда не просто вывозятся отходы деревообрабатывающих и мебельных предприятий, но существует пропускной режим, взимается плата с каждого автомобиля… И подобных свалок в крае далеко не единицы. При этом точное их количество  неизвестно: данные здесь весьма противоречивы. Например, в газете «Ставропольская правда» от 10 февраля текущего года в колонке редактора размещены два сообщения. Первое – от коллегии Минприроды края. В нем говорится о 98 несанкционированных свалках. Второе сообщение от прокуратуры Ставропольского края, проанализировавшей результаты в сфере надзора за использованием природоохранного законодательства, отмечены 174 свалки. А вот Росприроднадзор называет еще большее их количество, говоря о 254 свалках.

Члены ОП СК призвали посмотреть на истинную картину замусоренности края, ведь окраины наших городов и сел зачастую – это зоны мусора, отходов птицеводства и животноводства. Нередко случается и так, что особо предприимчивые люди, расширяя свои владения, бездумно засыпают склоны строительным мусором и землей из котлованов, провоцируя оползни.

 

Поможет утилизация

Также оказалось, что в Год экологии в России в числе 600 мероприятий федерального уровня нет тех, которые можно отнести к Ставрополью. Но почему бы, к примеру, в числе реализуемого, не профинансировать строительство эталонного мусороперерабатывающего предприятия в районе Кавказских Минеральных Вод? И почему отвергаются инвесторы, готовые вложить собственные деньги в устранение мусорной проблемы?

Было подчеркнуто и то, что не отвечает современным требованиям система утилизации мусора, не говоря о его санитарной очистке, которая производится менее чем в половине населенных пунктов края. А одной из основных причин сложившейся ситуации появления всех перечисленных  нестыковок и недоделок названа разобщенность в действиях органов власти и местного самоуправления.

С разных точек смотрели на проблему мусора и переработки отходов специалисты разных сфер и направлений деятельности. Так председатель общественного совета при министерстве природы края, руководитель регионального отделения экологического движения «Зеленая Россия» Владимир Емельянов сообщил о том, что важно повышать правовую грамотность как предпринимательского сообщества, так и воспитывать рачительное отношение к природе у детей и молодежи. А отчасти решить проблемы «мусорной» сферы помогут максимальное использование сырья и материалов утилизации отходов, выход на разделение мусора по видам на стадии его сбора у населения, считает он и добавляет, что до сих пор у нас не существует разъяснения, что такое вторсырье, а ведь без четкого определения этого понятия не разграничить момент, в который отход становится вторсырьем.

Главной из нерешенных назвал проблему со строительными отходами в крае начальник Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Роман Саркисов. А таковых в крае 40 процентов от общего числа.

В продолжение тематики с информацией о результатах надзора в сфере обращения твердых коммунальных отходов выступил заместитель руководителя Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике Павел Сафатов. Под своими углами рассмотрели вопросы сбора и вывоза мусора заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Богдан Забелин, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды края Александр Рябикин. А начальник отдела по надзору за исполнением земельного и природоохранного законодательства краевой прокуратуры Юрий Мережко сделал особый упор на то, что количество несанкционированных свалок за первый квартал этого года 76 превышает те 43 свалки, которые были обнаружены годом раньше. Это говорит об активизации работы по борьбе с горами мусора в местах, для этого не предназначенных, ведь в первом квартале 2017 года и ликвидировано 26 свалок по сравнению с 19 за весь прошедший год.

Глубоким переживанием о мусорной угрозе территории нашего края и особенно региону Кавказских Минеральных Вод отличалось выступление председателя комиссии Общественной палаты Ставрополья по курортам, туризму, экологии и здравоохранению Виталия Михайленко. Он говорил, прежде всего, о защитной силе наиважнейшего для Кавминвод словосочетания «федеральный курортный регион», которое, увы пока не входит в законопроект так называемого «Закона о КМВ», разрабатываемого Министерством по делам Северного Кавказа. А ведь только такая формулировка, применимая к территории Кавминвод, может дать впоследствии гарантии федерального контроля за всем, что здесь происходит.

Виталий Иванович предоставил подробный анализ системы дополнительного регионального непрерывного многоуровневого экологического образования молодежи в регионе КМВ. Он убежден, что сегодня необходимо пересмотреть методологические приемы экологического воспитания, а становление современной экологической культуры должно строиться на основе собственного опыта, познания предела допустимости во взаимоотношении с природой, умения вписаться в биосферные циклы и целостную систему жизни.

– И еще, – завершил выступление Виталий Иванович, – задавая вопрос, почему у нас так много несанкционированных свалок, надо понимать, что ответ на него лежит на поверхности: потому, что мало свалок санкционированных и, опять же, надо всерьез заниматься решением вопросов утилизации отходов.

Красками разных оттенков дополнили «Мусорную картину» выступления представителей муниципальных образований – заместителя главы администрации Изобильненского муниципального района Евгения Бажана, заместителя руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Евгения Маслова и других. Они не только говорили о трудностях и проблемах на местах, но и делились положительным опытом работы в сфере обращения отходов. Именно этому было посвящено выступление заместителя главы Незлобненского сельсовета Георгиевского района Василия Руденко, который рассказал о результатах государственно-частного партнерства на селе в вопросах обращения с отходами.

О проблемах, с которыми приходится сталкиваться в работе по сбору и переработке мусора рассказали и непосредственные участники системы обращения с отходами – заместитель руководителя группы компаний «Эко-сити» Артур Азизбекьян, управляющий ООО «Кавинтек» Сергей Елагин и другие.

По итогам заседания было зачитано и утверждено к доработке решение, которое будет направлено в адрес руководства края и профильных структур.

– Уверен, что многие из прозвучавших сегодня замечаний и предложений войдут в доработанный документ нашего заседания, – сказал Николай Кашурин. И отметил, что более тщательный подход в период таких изменений в обсуждаемой сфере, как выбор региональных операторов, даст возможность увидеть впоследствии реальные, а не формальные результаты общего труда всех, кому небезразлично, будет ли наш край чист и красив, а его экосистема стабильна и крепка.

 

Елена Гончарова