Нотариальная палата Ставропольского края

Общественная палата Ставрополья не намерена прекращать работу по КМВ

Этот вопрос стал центральным на пленарном заседании Общественной палаты СК, состоявшемся в зале совещаний краевой Думы.

Дискуссия объединила мнения всех собравшихся: законопроект, у которого появляются новые редакции, должен быть не просто отредактирован, а основательно переработан.

Заседание вел председатель Общественной палаты Ставропольского края, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. Кроме членов палаты, а также экспертов и представителей рабочих групп Общественной палаты, председателя Общественно-консультативного Совета при ОП СК активное участие в заседании приняли председатель Думы СК Юрий Белый, депутат краевой Думы Валерий Калугин, Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, и. о. Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Виктор Федулов, управляющий региональным отделением Фонда социального страхования РФ Александр Курбатов, начальник отдела лицензирования краевого Управления по строительному и жилищному надзору Наталья Винокурова, и. о. руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод Михаил Бондаренко, главный врач санатория «Буковая роща» (г. Железноводск), кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Вячеслав Курбатов, главный врач санатория «Руно» (г. Пятигорск), заслуженный врач РФ Николай Мерзликин, Президент Ставропольской краевой общественной организации «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный контроль» Сергей Харитонов, члены экспертно-аналитического совета Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России и другие.

Такой состав участников заседания дал возможность подробно обсудить вопрос о первых результатах рассмотрения органами государственной власти Российской Федерации и Ставропольского края итогов общественных слушаний Общественной палаты Ставропольского края по вопросу «О перспективах развития особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод в свете реформирования действующего российского законодательства».

Николай Кашурин напомнил собравшимся о состоявшихся 13 марта в городе Пятигорске общественных слушаниях, по результатам анализа предложений и замечаний которых была подготовлена итоговая справка, утвержденная решением Совета палаты и направленная вместе с рядом заключений, подготовленных экспертами и специалистами в области курортологии, гидрогеологии, конституционного, экологического, земельного права, в адрес руководства Ставропольского края, органов государственной власти всех уровней (в том числе – в Госдуму РФ и Совет Федерации), Общественной палаты Российской Федерации и Ассоциации юристов России.

– Материалы были также направлены и в адрес разработчика одного из обсужденных законопроектов – Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, – обратил внимание собравшихся Николай Иванович. Однако указанное министерство проигнорировало мнение общественности региона Кавказских Минеральных Вод и Ставропольского края в целом, а также специалистов в перечисленных сферах деятельности. Так, размещенный в конце апреля текущего года на официальном интернет-сайте Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа проект федерального закона «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды» не претерпел изменений по сравнению с той редакцией, которая была рассмотрена на общественных слушаниях. Однако буквально за несколько дней до проведения пленарного заседания в распоряжении ОП СК появилась последняя редакция законопроекта. Этот законопроект существенно ничем не отличается от предыдущих: изменения в нем не носят системного характера ни в русле сохранения бальнеологического курорта, ни в плане новшеств в управлении этим регионом. Основанием для таких выводов является также то, что остались практически неизменными положения законопроекта, посвященные созданию, функционированию и прекращению деятельности лечебно-оздоровительного кластера на территории особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ.

Николай Кашурин четко определил: ОП СК готова вновь обратиться к обозначенным проблемам, проходит второй виток сбора мнений экспертов и общественности Ставрополья по этому вопросу.

Михаил Бондаренко, выступая в ходе пленарного заседания, был полностью согласен с позицией Общественной палаты края, назвав судьбоносным вариант развития зоны КМВ, а с ней и Ставропольского края в целом и подчеркнув особую важность действий и влияния мнения общественности на ситуацию, складывающуюся с разработкой данного законопроекта.

– Накануне я ознакомился с очередной версией законопроекта, и сложилось впечатление, что 13 марта как бы и не было, – сказал Михаил Сергеевич. – Есть дань вежливости, которая не понесла никаких смысловых нагрузок. Есть смесь первого варианта законопроекта и тех четвертого и пятого, которые мы критиковали на общественных слушаниях 13 марта. Из нескольких документов сшили, с небольшими модификациями, проект якобы новой версии. Но он не может рассматриваться всерьез, ведь таит еще большую опасность, чем предыдущие. Согласно ему, например, муниципальные образования имеют возможность передать активы в капитал созданной УК, но у муниципалов ничего привлекательного, что могло бы быть использовано для привлечения инвесторов, нет. Законопроект имеет 26 страниц, 31 статью, из них экологии и сохранению природных ресурсов посвящено не более 30%. Все другое – организационные вопросы. Но это ли подразумевалось в постановлении Совета Федерации, которым поручено Правительству РФ разработать проект федерального закона о КМВ?!

Острой назвал Михаил Бондаренко и проблему финансирования региона, когда в предлагаемом Министерством по делам Северного Кавказа законопроекте на создание лечебно-оздоровительного кластера обозначается сумма порядка пяти миллиардов рублей. В связи с этим, Бондаренко напомнил мнение выступавшего на слушаниях ОП СК академика РАМН, профессора, доктора медицинских наук Александра Разумова, который сказал, что стоимость одного достаточно оснащенного современного медицинского центра – 4-5 млрд. рублей. Так как можно за подобный денежный ресурс что-то изменить, а тем более построить кластер?

– Вопросы сосредоточились и вокруг ряда других существующих проблем, – убежден выступающий. – Озеро Тамбукан, Кисловодское и Ессентукское месторождения: и здесь масса затрат, надо многое воссоздавать, восстанавливать, и прибыли сразу не получишь. Должен быть государственный подход, иначе же, если мы чисто механически начнем увеличивать количество отдыхающих, без учета экологической составляющей и рекомендаций ученых, экспертов, мы выхолостим ресурсы курорта.

В подобном же ключе высказался член экспертной комиссии ОП СК по проведению общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, кандидат юридических наук Роман Нутрихин, подчеркнув, что есть тенденция к устранению общественности и власти Ставрополья от серьезного и конструктивного обсуждения этого законопроекта. «Замазаны дыры» с точки зрения юридической техники и юридической грамотности, и этот законопроект остается тем же, чем был в марте.

Принципиальные замечания, по мнению Романа Владимировича, вызывают положения законопроекта по сбалансированности полномочий органов федерального центра, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и Управляющей компании. И в том, что касается правового режима имущества курорта, дело также не сдвинулось с тех абсолютно коррупциогенных и губительных для КМВ формулировок законопроекта, которые были ранее.

– К сожалению, в статьях этого проекта закона видна рука так называемого законопроекта «трех пятерок», также раскритикованного на прошедших общественных слушаниях. То, как прописан режим зон округа горно-санитарной охраны курортов, к сожалению, абсолютно не стыкуется с институтом, который сегодня функционирует на деле. Это только ухудшит положение дел в регионе.

Член экспертно-аналитического совета Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук Дмитрий Белявский в вопросе сопоставления и экспертизы очередного варианта законопроекта о регионе КМВ поделился ощущением, что в нем были устранены наиболее вопиющие ошибки, но концептуальной доработки в полной мере не произошло.

– Это касается в том числе, самостоятельности местного самоуправления, наличии у него полномочий по решению неотъемлемых вопросов местного значения. Для меня по-прежнему непонятен вопрос: как может местное самоуправление отказаться от управления своей собственностью? Ведь законопроектом предполагается отказ от этой собственности, что противоречит Конституции РФ. По-прежнему остается непонятным, как создатели законопроекта собираются согласовать его с действующим законодательством Российской Федерации в сфере определения общих принципов госвласти субъектов РФ, то есть, соответствующих федеральных законов и ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления? Очевидно, что та система государственного и муниципального управления, которая установлена этими законами, очень слабо согласуется с проектом закона о КМВ. И вообще не ясно, федеральное законодательство об органах местного самоуправления будет действовать на территории КМВ в случае принятия закона в части не противоречащей ему? Как может быть подобное, если эти законы основаны на Конституции РФ и только развивают ее постулаты? Думаю, предлагаемый законопроект при реализации на практике будет очень проблемным…

Член Общественной палаты Ставропольского края, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Николай Истошин еще раз подчеркнул бесценность и уникальность региона, важность его сохранности и рачительного пользования его природными ресурсами для страны в целом и напомнил, как единодушно высказывались все участники общественных слушаний по закону о КМВ в отношении необходимости кардинальным образом переработать статьи и положения законопроекта:

– Мы имеем консолидированное мнение, и мы его не меняем, потому что это мнение десятков и сотен людей, – отметил Николай Георгиевич. – Мы конструктивно подходим к рассмотрению и анализу разработанного законопроекта уже в нескольких его вариантах. Но почему нет никаких изменений?! Возможно, надо переработать саму структуру закона, изменить его основные принципы?

Юрий Белый полностью согласился с выступающими, высказавшись в поддержку позиции ОП СК в этом вопросе и подчеркнув назревшую необходимость обращаться с итоговыми выводами по материалам слушаний и проведенной впоследствии экспертизы новых версий законопроекта в заинтересованные инстанции, в том числе федеральные органы, и шире поднимать вопрос в СМИ, чем тоже оказать определенное давление на разработчиков законопроекта о регионе КМВ.

– Уверен, что сейчас любой и каждый поддержит мнения, высказанные здесь, – подчеркнул Юрий Васильевич.

О том, что на слушаниях в марте их участники «выпустили пар», но не нашли отклика, что до сих пор нет диалога с разработчиками жизненно важного для региона законопроекта говорил и Александр Курбатов. Он обозначил и точку зрения с позиции управляющего региональным отделением Фонда социального страхования РФ:

– Я задаю вопрос: этот законопроект улучшает объем и уровень медицинской помощи и социальной поддержки каждому гражданину? Нет. Создание лечебно-оздоровительного кластера на КМВ сравнивают с тем, что было сделано в Сочи. Но там были применены меры господдержки, вложены громадные государственные средства. К сожалению, в случае с регионом Кавминвод об этом речи не идет, законопроект не способен улучшить ситуацию.

В том, что принятие закона в том виде, каким он предлагается сейчас, приведет к упадку курортного дела не сомневается и главный врач санатория «Буковая роща» Вячеслав Курбатов, отметивший, что для создания кластера надо как минимум 20-30 гектаров земли. Однако, где такие территории взять и надо ли на КМВ, в связи с этим, создавать лечебно-оздоровительный кастер?

– Кластер Ставрополью нужен, но не надо его располагать на КМВ: это, как минимум, непрофессионально и во многом преступно, – отметил Курбатов. – Есть место и в городах Минеральные воды, Георгиевск, Ставрополь, наконец. Мы хотим сохранить и развить КМВ, чтоб людям было, где поправить здоровье в России. А у разработчиков законопроекта, по-видимому, совсем другая проблема.

– Владимир Путин неоднократно говорил о том, что доверяет и ждет плодотворной работы институтов гражданского общества, – подвел итог обсуждения Николай Кашурин. – Здесь все должно быть четко и мы призваны смягчать, заземлять, сглаживать острые углы, помогать находить пути решения проблем. Однако в рассматриваемом вопросе очевиден и важен момент дальнейшего активного участия ОП СК. И то, что мы за 20 с лишним лет едва ли не впервые масштабно выслушали специалистов – бальнеологов, курортологов, геологов и многих других, что по реакции людей было очевидно, как остра проблема, не дает общественной палате права останавливаться. Нам нужно еще более четко двигаться вперед, ведь на раскачку нет времени. Уже готова концепция по данному вопросу, разработанная нашими экспертами. Она вписывается в рамки наших обсуждений и может быть вынесена дальше. Правительством Ставропольского края подготовлен законопроект «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об особо охраняемых природных территориях». И это движение в едином русле, когда главным является соблюдение конституционного баланса ветвей власти: федеральной, субъектовой и муниципальной.

Результатом состоявшегося обсуждения стало принятие членами ОП СК решения поручить ее председателю Николаю Кашурину решить вопрос о проведении на площадке Общественной палаты Российской Федерации общественных слушаний по обозначенному вопросу с приглашением представителей федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того в ходе пленарного заседания был рассмотрен ряд других вопросов. Председатель комиссии ОП СК по развитию местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Николай Стаценко рассказал об итогах осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Ставропольского края. Была создана специальная комиссия по лицензированию УК, в которой представители общественности составляют больше половины, в том числе, и представители ОП СК. На сегодняшний день поступило 215 заявлений от УК о предоставлении им лицензии, 207 заявлений рассмотрены, по 177 приняты положительные решения, а 30 отказано. Процедуру прохождения лицензирования Николай Стаценко назвал «своеобразным чистилищем», подчеркнув, что высшим принципом там является законность деятельности УК. Так в лицензии отказано одной из крупнейших УК краевого центра – холдингу «Проминтерн», под началом которого находилось более 500 многоквартирных жилых домов. Оказалось, что его руководители не являлись распорядителями кредитов напрямую, а через доверенность холдинга, что противоречит закону, а кроме того УК имели огромную задолженность, превышающую активы самого холдинга.

– Принятый закон отвечает современным методам хозяйствования, – подчеркнул Стаценко. – Те управляющие компании, которые не прошли лицензирование, с 1 мая считаются незаконно занимающимися предпринимательской деятельностью. Требует внимания ограничение сроков деятельности вновь созданных компаний, также нужно оптимизировать соотношение управляемой ими площади с количеством работников. Но в то же время нельзя однобоко, только с точки зрения негатива и проблем, которые встречаются в деятельности по лицензированию компаний, рассматривать этот вопрос. Повсеместно, а особенно в СМИ вопросы, связанные с УК должны освещаться с учетом реальных условий, а, значит, как с недостатками и проблемами, так и с положительным опытом.

В рамках этого же вопроса выступила и начальник отдела лицензирования краевого Управления по строительному и жилищному надзору Наталья Винокурова, а итогом его рассмотрения на пленарном заседании стало решение членов Общественной палаты края провести расширенное заседание Совета ОП СК с приглашением представителей органов местного самоуправления и выслушать их позиции и мнения по той работе, которая сейчас ведется повсеместно и напрямую затрагивает интересы большинства жителей Ставрополья.

Проблематику дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей подняла член комиссии ОП СК по образованию, науке, культуре, молодежной политике и делам ветеранов, председатель Общественного совета города Георгиевска Елена Алексина. Она посетовала на отсутствии учета многодетных семей в условиях кризисной экономической ситуации и возникающей в связи с этим проблемой знать реальное положение вещей в этой социальной сфере, а, значит, действовать наиболее точечно, по ситуации и необходимости целесообразно расходовать бюджетные средства.

– Необходимо достигать возможности внедрения механизма оказания адресной помощи. Но его в этой сфере пока нет, – подытожила выступающая.

Члены ОП СК решили продолжить обсуждение поднятой темы, изучив все осмысленно, действуя не вслепую, а Николай Кашурин поставил в пример активность и инициативу Общественного совета Георгиевска и сделал вывод о том, что надо проработать предложения в адрес руководства Ставропольского края с учетом необходимости совершенствования законодательства в этой сфере.

В числе других вопросов были рассмотрены вопрос об обращении Общественной палаты Республики Хакасия об оказании помощи пострадавшим от пожара, произошедшего 12 апреля этого года, об утверждении Положения о наградах ОП СК. Позитивной была реакция членов ОП СК на предложение заключения соглашения о сотрудничестве с Общественной палатой Краснодарского края, а еще в повестку дня вошел вопрос о выдвижении кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека в СК, и ОП СК единогласно остановилась на кандидатуре Алексея Селюкова.

В заключение состоялась торжественная церемония подписания соглашения о сотрудничестве и взаимодействии ОП СК с исполняющим обязанности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае.

– В сферу деятельности нашей палаты входит много правозащитных дел и действий, – подчеркнул Николай Кашурин, подписывая соглашение с и. о. Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Виктором Федуловым, – часть из них напрямую относима к сфере защиты прав предпринимателей. С подписанием соглашения о сотрудничестве у нас появятся новые рычаги, которые помогут решать возникающие вопросы в соответствии с законом и привлечением широких слоев общественности.

– Сегодня произошло очень важное событие. Во все времена нужна была как экспертиза проектов нормативно-правовых актов, так и многих других ключевых решений госорганов. В течение двух лет работает институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в нашем крае, и такого соглашения, направленного на взаимодействие таких важных компонентов социума как гражданское общество и бизнес, не было, хотя в других регионах подобная практика существует. Наша Общественная палата теперь занимает важное место в этой работе: таким образом можно будет решить много проблем, возникающих как в бизнесе, так и в гражданском обществе, – сказал Виктор Федулов.

 

Елена Гончарова

Фото Евгения Живолупа